Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

По какому закону действуют тюремные храмы? Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Версия для печати
15 июня 2013 г. 14:14

Работа с заключенными — особое церковного служение, которое требует не только больших усилий по духовному окормлению людей, преступивших закон, но и соблюдения немалого числа формальностей, продиктованных требованиями режима того или иного пенитенциарного учреждения. В принятом Священным Синодом Положении о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений исправительной системы, определяется статус тюремного храма. Комментирует документ Юридическая служба Московской Патриархии.

Положение о канонических подразделениях Русской Православной Церкви, функционирующих на территории учреждений исправительной системы (далее — Положение о тюремных храмах) определяет требования к «тюремному храму» как религиозному объединению, которое может быть зарегистрировано в качестве юридического лица, а может функционировать и без такой регистрации, а также к порядку оформления имущественных прав религиозной организации на здания «тюремных храмов».

В случае, если епархиальный архиерей принял решение о регистрации «тюремного храма» как юридического лица, необходимо иметь в виду, что такой храм следует регистрировать в качестве епархиального подворья (а не прихода). Государственная регистрация приходов, расположенных на режимной территории исправительных учреждений, с обязательным формированием состава их учредителей и Приходских собраний (Приходских советов) из числа сотрудников исправительных учреждений нецелесообразна, поскольку в этом случае приходы на территории исправительных учреждений не будут иметь авторитета среди заключенных, ведь администрация данных учреждений и заключенные не представляют собой единого коллектива, связанного доверительными отношениями.

Положение допускает также функционирование «тюремного храма» без государственной регистрации в качестве юридического лица в форме приписного тюремного храма, находящегося в ведении канонического подразделения епархии Русской Православной Церкви (прихода, подворья или монастыря), расположенного, как правило, в одном городском или сельском поселении с УИС.

Что же касается порядка оформления имущественных прав религиозной организации на здания «тюремных храмов», на выбор епархиальных Преосвященных предложено несколько вариантов оформления таких прав. При этом следует иметь в виду, что в случае передачи здания тюремного храма в собственность религиозной организации все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания будут возложены на религиозную организацию.

В случае передачи здания тюремного храма в безвозмездное пользование религиозной организации все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания будут возложены на религиозную организацию, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ).

В целях полного освобождения религиозных организаций от бремени коммунальных и иных расходов на содержание зданий тюремных храмов Положение предусматривает возможность заключения с УИС соглашения о сотрудничестве. В таком случае УИС сохранит право оперативного управления в отношении здания (помещения) и будет нести все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания. Религиозная организация в этом случае не приобретает имущественные права на здание, но может использовать его для осуществления тех видов уставной деятельности, которые предусмотрены соглашением о сотрудничестве.

Портал «Приходы»/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии в связи с подписанием Президентом РФ указа № 181 «О дополнительных социальных гарантиях отдельным категориям лиц»