Статья председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина опубликована в газете «Русь Державная» (№ 7, 2013).
В течение последних нескольких месяцев Россия уверенно сказала всему миру, что она, безусловно, способна говорить своим языком, говорить как самостоятельная и сильная страна, традиции и опыт жизни которой дают ей право на собственный путь, дают право не только отстаивать свое видение общественного устройства, но и предлагать его всему миру.
Нас пытались уговорить измениться по чужим правилам, обещая «банку варенья и корзину печенья». Нас пытались шантажировать, пугать, прогибать через политическое, информационное, экономическое давление. Ничего не получилось. Как бы кто ни пытался заставить власть не воспринимать мнение большинства народа, а ориентироваться на узкие группы, связанные с зарубежными трендами и выступающие то от имени «будущей России», то от имени «другой России», то от имени «настоящей России», — тоже ничего не получилось. Эти голоса оказались несозвучны мироощущению нашего народа. И власть после долгих колебаний стала к народному большинству прислушиваться.
Не случайно сегодня, несмотря на все окрики и уговоры со стороны Запада, нами было сказано: да, мы настаиваем на защите детей от ранней сексуализации и тем более от пропаганды гомосексуализма. Да, поддержка усыновления русских детей в период демографического кризиса зарубежными семьями — это в высшей степени иррациональный шаг. Да, мы не хотим, чтобы эти дети после усыновления извращенцами потеряли веру, в которой многие из них крещены, и потеряли нормальную жизнь. Да, мы можем спорить в полный голос с теми, кто пытается поставить население планеты под тотальный электронный колпак. Да, нам не нужны придуманные не нами и стремительно обнаруживающие свою несостоятельность идеологические схемы вроде учения о якобы неизбежности конфликта между народом и властью. Мы за то, чтобы народ и власть думали и действовали в единстве.
Надеюсь, что Россия, развивающаяся в направлении максимальной самостоятельности, находится только в начале пути. Нам не следует бояться формулировать свой взгляд на мировую экономику, которая вполне может быть свободна от абсурдной идеи постоянного роста, от тех, кто контролирует эфемерные и сомнительные маркеры этого роста вроде доллара или биржевых показателей.
Да, мы можем предлагать миру модели общественного устройства, даже радикально отличающиеся от шаблонов западной демократии. Да, мы не нуждаемся в учителях, но сами готовы смиренно предложить свой исторический опыт для того, чтобы увидеть опасности, которые подстерегают мировые экономические, социальные и военно-политические процессы. У России достаточно для этого интеллектуальных сил, достаточно ресурсов. Важно только проявить, наконец, волю, не бояться формулировать самые смелые задачи, даже если кому-то это очень не понравится, и предлагать свои пути глобального развития.
Не случайно многие сегодня смотрят на Россию, как на защитницу христианских идеалов и традиционной нравственности, как на страну, которая может быть реальной альтернативой миру золотого тельца и самоубийственного понимания свободы. Россия должна ощутить себя центром христианского мира, и только на этом пути она сможет состояться. Все остальное для нее, во-первых, мелко, а, во-вторых, саморазрушительно.
Патриархия.ru