Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Епископ Иларион (Алфеев). Эхо равеннского скандала. Кому был выгоден выход Московского Патриархата из православно-католического диалога?

Епископ Иларион (Алфеев). Эхо равеннского скандала. Кому был выгоден выход Московского Патриархата из православно-католического диалога?
Версия для печати
24 октября 2007 г. 14:29

В статье, опубликованной 24 октября в «Независимой газете», епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Московского Патриархата при европейских международных организациях, глава делегации Русской Православной Церкви в Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу, рассказывает о причинах, побудивших делегацию РПЦ покинуть последнее заседание Смешанной комиссии, проходившее в итальянской Равенне.

Сессия Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне (9—15 октября 2007 году) ознаменовала собой не столько шаг на пути к сближению между православными и католиками, сколько новый виток в противостоянии между двумя Православными Патриархатами — Константинопольским и Московским. В конце прошлой недели представитель Константинополя, православный сопредседатель Комиссии митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас) в интервью агентству AsiaNews фактически обвинил Московский Патриархат в попытке сорвать диалог.

С 1980 года, когда начался православно-католический диалог в рамках Смешанной комиссии, состав Православных Церквей, входивших в нее, не подвергался изменениям. Неожиданно в этом году Константинополь в одностороннем порядке пригласил на заседание представителей так называемой Эстонской Апостольской Церкви. Это означало сделать невозможным участие в диалоге делегатов Русской Православной Церкви. Налицо — сознательно спланированная ситуация.

Кому было выгодно отсутствие делегации из Москвы? Ответ на этот вопрос дает документ, принятый по итогам Равеннской встречи. В нем говорится, что после разрыва общения между Востоком и Западом в XI веке созыв Вселенского Собора в строгом смысле слова стал невозможен, однако «обе Церкви продолжали созывать Соборы, когда возникали серьезные кризисы. В этих Cоборах участвовали епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Римским престолом, и соответственно, хотя это и понималось по-другому, епископы Поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом».

Это противоречит как историческим фактам, так и самопониманию Православных Церквей. В православной традиции «общение с Константинопольским престолом» никогда не воспринималось столь же обязательным условием соборности, каким для западных церквей стало «общение с Римским престолом». Модель устройства Православной Церкви принципиальным образом отличается от римско-католической модели.

В середине XV века, после того, как Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, Русская Церковь де-факто приостановила общение с Константинополем, но продолжала находиться в общении с другими Поместными Церквами. В XIX веке Элладская и Болгарская Церкви в течение нескольких десятилетий находились вне общения с Константинополем. Разве при этом они перестали быть Православными Церквами? Конечно, нет.

Обо всем этом я говорил уже на заседании Смешанной комиссии в Белграде в сентябре 2006 года. Реакция митрополита Иоанна (Зизиуласа) была крайне резкой. Напряженная дискуссия продолжалась в течение нескольких часов, и в итоге Комиссия поручила редакционному комитету выработать компромиссную формулировку.

Такая формулировка была выработана в феврале 2007 года. Упоминание об «общении с Константинопольским престолом» из текста исчезло. Новая формулировка вполне устраивала бы Московский Патриархат, но не устроила Константинополь. И на заседании Комиссии в Равенне, в отсутствие делегации РПЦ, версия редакционного комитета была отвергнута, а текст, против которого мы выступали, был вновь включен в итоговый документ.

Таковы факты, все остальное — вопрос интерпретации. Совершенно очевидно, что Константинополь заинтересован в расширении православного понимания первенства во Вселенской Церкви. «Первенство чести», закрепленное за Константинополем после 1054 года, таких его представителей, как митрополит Иоанн, больше не устраивает. А для того, чтобы превратить «первенство чести» в реальную власть, положение о первенстве следует переформулировать по образцу папского примата в Римско-Католической Церкви. Пока представители Московского Патриархата будут продолжать участвовать в диалоге, добиться этого невозможно. Без них это будет сделать гораздо легче.

Католики в данной ситуации заняли позицию стороннего наблюдателя: это, мол, внутреннее дело православных, кого приглашать на заседания. Однако в итоге в диалоге не приняли участие представители самой крупной Православной Церкви, по числу верующих превосходящей все остальные Поместные Церкви, вместе взятые. Кстати, в Равенне не были представлены ни Православная Церковь в Америке (1 млн. верующих), ни Японская Автономная Православная Церковь. Почему? Потому что Константинополь не признает их канонический статус!

Речь идет не просто о выходе из диалога одной из 15 Православных Церквей (одной больше — одной меньше, диалог все равно продолжается). Речь идет о серьезной реконфигурации диалога, ставящей под сомнение его легитимность. Думаю, это должно стать предметом серьезной озабоченности не только православных, но и католиков. Позиция стороннего наблюдателя здесь вряд ли уместна.

Материалы по теме

Настоятель Подворья Русской Церкви принял участие в рождественской Литургии в Патриаршем соборе в Софии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Грузинской Православной Церкви с годовщиной интронизации [Патриарх : Приветствия и обращения]

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в праздничном богослужении в Лавре преподобного Саввы Освященного

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главам инославных Церквей, отмечающих Рождество по григорианскому календарю [Патриарх : Приветствия и обращения]

В день памяти святителя Николая Мирликийского Патриарший экзарх Западной Европы совершил Литургию в базилике итальянского города Бари, где хранятся мощи святого

Представители ОВЦС приняли участие в торжествах по случаю 25-летия повторного освящения кафедрального римско-католического собора Москвы

Представитель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю введения в должность нового настоятеля англиканского храма в Москве

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви