26 октября в Охриде (Республика Македония) открылась Международная конференция по диалогу между религиями и цивилизациями «Вклад религии и культуры в мир, взаимное уважение и сотрудничество». На конференцию, организованную правительством Республики Македония, собрались политические и религиозные деятели из более чем 40 стран мира.
В мероприятии участвуют президент Республики Македония Д. Црвенковски, председатель правительства Н. Груевски, председатель Национального собрания Л. Георгиевски, министр иностранных дел А. Милошески, высшие государственные чиновники страны, представители дипломатического корпуса.
Среди участников конференции — представители Православных и Римско-Католической Церквей, в том числе митрополиты Варненский и Кирилл (Болгарская Православная Церковь), Корчинский Иоанн (Албанская Православная Церковь), Хельсинкский Амвросий (Финляндская автономная Православная Церковь), кардиналы Винко Пулич и Теодор МакКаррик (Римско-Католическая Церковь).
Гостями конференции являются представители протестантских деноминаций, ислама, иудаизма, буддизма, других традиционных религий, деятели науки и культуры, представители общественных кругов.
От Московского Патриархата в мероприятии участвуют представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион, секретарь ОВЦС по межправославным связям протоиерей Николай Балашов, представитель Русской Православной Церкви в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) и преподаватель Минской духовной академии священник Александр Болонников.
В первый день конференции епископ Иларион выступил на пленарном заседании с докладом на тему «Христианство и либеральный гуманизм: диалог или противостояние?».
Как отметил в своем докладе владыка, «взрывоопасность сегодняшней межцивилизационной ситуации в значительной степени обусловлена тем, что западная либерально-гуманистическая идеология, исходя из представления о собственной универсальности, навязывает себя тем людям, которые воспитаны в иных духовно-нравственных традициях и имеют иные ценностные ориентиры. Эти люди видят в тотальном диктате западной идеологии угрозу своей идентичности. Ярко выраженный антирелигиозный окрас современного либерального гуманизма вызывает неприятие и отторжение тех, кто воспринимает норму веры как норму жизни, т.е. тех, чье поведение религиозно мотивировано и чья духовная жизнь зиждется на религиозном опыте».
По словам представителя Московского Патриархата, «христианство, как и секулярный гуманизм, говорит о достоинстве и свободе человека, однако, в отличие от секулярного гуманизма, настаивает на том, что принцип свободы должен быть уравновешен принципом духовной и нравственной ответственности человека перед Богом и людьми. Разумеется, в гуманизме понятие ответственности тоже наличествует, однако при отсутствии абсолютной нравственной нормы этот принцип означает лишь ограничение свободы одного человека свободой других людей. Реализация потенциала свободы, с точки зрения атеистического гуманизма, есть не что иное, как беспрепятственное осуществление человеком всех своих желаний и стремлений, за исключением тех, которые препятствуют осуществлению подобных желаний других людей, а также реализация тех его прав, которые не нарушают права других. Отсюда релятивистское толкование каких бы то ни было нравственных норм, каких бы то ни было духовных ценностей».
В современной Европе, сказал далее епископ Иларион, «ценности, основанные на религиозном нравственном идеале, по-прежнему остающиеся традиционными для большинства людей на земном шаре, подвергаются систематическому поруганию, а новые моральные нормы, не укорененные в традиции и противоречащие самому человеческому естеству, внедряются в массы. У миллионов нерожденных младенцев отнимают жизнь, а старикам и неизлечимо больным предлагают "право на смерть". Идеалы семьи, брака, супружеской верности, чадородия осмеиваются и оплевываются, а сексуальные извращения и "свободная любовь" активно пропагандируются и поощряются».
В заключение своего доклада епископ Иларион подчеркнул: «Сегодня каждый верующий человек на Западе должен задуматься о своем будущем и о будущем своего потомства, своей страны, своей цивилизации. Религиозным людям необходимо осознать особую ответственность, которая на них возложена, и вступить в диалог с секулярным мировоззрением, если же диалог с ним невозможен – то в открытое противостояние ему. Верующие должны напомнить западной цивилизации о том мировоззренческом выборе, от которого напрямую зависит, быть ей или не быть».
Представительство Русской Православной Церкви при европейских международных организациях/Патриархия.ru