Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В ближайшие годы Туринская Плащаница выставляться не будет

В ближайшие годы Туринская Плащаница выставляться не будет
Версия для печати
5 декабря 2007 г. 13:43

Одна из самых чтимых реликвий христианского мира — знаменитая Туринская Плащаница (льняной саван, которым, по преданию, было обернуто Тело Иисуса Христа после распятия) — в ближайшие годы не будет выставляться.

Архиепископ Турина кардинал Северино Полетто опроверг распространенные некоторыми органами итальянской печати сообщения о предполагаемой публичной экспозиции Плащаницы в конце этого десятилетия.

«Это выдумка прессы», — сказал кардинал, имея в виду публикации в туринской газете «Стампа», в которой сообщалось, что в 2009 году Плащаницу покажут верующим, и в римской газете «Репубблика», где речь шла уже о 2010 годе.

Последний раз Плащаница была выставлена для всеобщего обозрения и поклонения в 2000 году, в честь 2000-летия Рождества Христова.

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году Плащаница хранилась там в храме Святой Софии. Архиепископ Антоний Новгородский, например, видел ее во время паломничества в 1200 году. «Утраченная» в Константинополе Плащаница была «обретена» во Франции в 1353 году, а в 1452 ее выкупил Людовик Савойский и хранил в городе Шамбери. После переноса столицы Пьемонтского королевства в Турин в 1578 году, Плащаница хранится в специальном ковчеге в местном соборе Иоанна Крестителя. Последний король Савойской династии Умберто II, умерший в Швейцарии в 1983 году, перед своей кончиной передал права на собственность реликвии Святому Престолу.

Научное исследование реликвии началось в 1898 году, когда на выставке христианского искусства в Париже итальянский археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик на Туринской Плащанице (она была представлена в качестве плохо сохранившегося творения раннехристианских художников). Пиа обнаружил, что изображение на ткани представляет собой негатив. Это открытие позволило разглядеть не только в лице, но и в фигуре такие детали, которые раньше увидеть было невозможно. Подтвердилось, что изображенный на Плащанице человек был распят и что перед казнью он подвергся жестокому избиению. Ученые обнаружили, что на ткани сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; а сама ткань изготовлена давно утраченным способом, применявшимся в начале первого тысячелетия на Ближнем Востоке; все раны на теле полностью соответствуют евангельским описаниям страданий и смерти Христа (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье и др.). Возникла целая наука — синдология (от греческого «синдон» — плащаница).

Версия о том, что Плащаница — творение художника, была отвергнута. Никакие ученые в средние века не смогли бы сделать рисунка в форме негатива. Исследовавшие Плащаницу медики тоже решительно отвергли все версии о ней как о деле рук художника. Они утверждали, что лицо и тело на Плащанице не только анатомически идеально точны — в них обнаруживаются признаки окоченения, наступившего в распятом состоянии, а по характеру подтеков крови у ран можно установить, что тело вздрагивало от боли и предсмертных конвульсий.

В 1988 году для радиоуглеродного анализа были взяты образцы ткани. Три независимые лаборатории — в США, Англии и Швейцарии — выдали схожие данные: возраст Туринской Плащаницы составляет всего 600-730 лет! Однако эти результаты, однако, опровергались тем, что на Плащанице распятый совершенно обнажен, что соответствует римским обычаям; руки пробиты в запястьях, что опять-таки соответствует исторической правде — ладони не выдержали бы тяжести тела. В изображении на Плащанице открылись такие исторические подробности, о которых в XIII в. знать просто не могли. Так, анатомы утверждают, что тело распятого было исполосовано римским бичом с шипами — в XIII веке такой бич был неизвестен. Все сходится на первом веке христианской эры.

Что же касается радиоуглеродной хронометрии, то ученые считают, что на ее результаты повлияла позднейшая реставрация Плащаницы. Группа исследователей российского Института криминалистики выяснила, почему радиоуглеродный анализ волокон, сделанный в лабораториях Аризоны, Цюриха и Оксфорда, «омолодил» ткань на целых тысячу триста лет. Причина ошибки датировки — следы растительного масла, которым еще в средние века реставрировали Плащаницу после пожара. Эти привнесенные в ткань извне органические вещества более позднего происхождения и «омолодили» ее, серьезно повлияв на результаты исследования.

Пожарам Плащаница подвергалась множество раз. Летом 1997 года помещение, где она хранилась, выгорело полностью. Однако пожарному удалось обычной кувалдой разбить пуленепробиваемое стекло.

ИТАР-ТАСС/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В Общественной палате РФ прошло собрание по итогам принесения Казанской иконы Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви

В Синодальном отделе по тюремному служению прошла встреча с помощниками начальников московских СИЗО по работе с верующими и православными волонтерами, посещающими учреждения УИС

Представитель Казахстанского митрополичьего округа принял участие в круглом столе, посвященном взаимодействию Москвы с российскими соотечественниками в Казахстане

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Форуме российской идентичности

Святейшему Патриарху Кириллу поступают поздравления по случаю дня рождения

В Издательском Совете прошел круглый стол «100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России»

В Москве прошла презентация сборников духовных песнопений на китайском языке

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви представит проект «Сердце Беларуси»

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в XXX Круге Центрального казачьего войска

При поддержке Синодального отдела по благотворительности состоится II Всероссийский онлайн-форум православных приемных семей