Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Православные и католики в служении милосердия

Православные и католики в служении милосердия
Версия для печати
2 декабря 2013 г. 12:35

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон выступил с докладом «Православные и католики в служении милосердия» на конференции «Будущее христианства в Европе: роль Церквей и народов Польши и России» (Варшава, 28-30 ноября 2013 года).

Уважаемые организаторы и участники конференции!

Очень рад, что мы собрались вместе на эту встречу. История российско-польских отношений насчитывает более 1000 лет. В прошлом многое нас разъединяло, много было противоречий и взаимных претензий. За эти десять веков между нашими народами случались кровопролитные войны, разделы территорий и захваты власти. Русские нападали на поляков, поляки нападали на русских. По-разному можно смотреть на те драматические страницы нашей общей истории. Оставим разбираться в этом специалистов — историков, политиков, дипломатов.

В XX веке наши народы объединили трагические события — репрессии, порожденные тоталитарными режимами. Движение «Солидарность», в котором в конце 1980-х польские профсоюзы объединились для борьбы с коммунистическим режимом, вызвало большое сочувствие среди обычных людей в Советском союзе. Потому что все мы тогда страдали от одного общего врага — атеистической власти. Хорошо, когда объединяет радость и победа, но бывает так, что объединяет общая боль и страдание.

Вспомним Катынь, где без суда и следствия были расстреляны тысячи невинных жертв тоталитарного режима — и поляков, и русских. Как говорится в Совместном послании народам России и Польши, которое подписали в августе 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Председатель Польской епископской конференции митрополит Перемышльский Юзев Михалик, тоталитарные режимы, «руководствуясь атеистической идеологией, […] боролись со всеми формами религиозности и вели особенно ожесточенную борьбу с христианством и нашими Церквами. Жертвами оказались миллионы невинных людей, о чем напоминают многочисленные места казней и могилы, находящиеся как на русской, так и на польской земле».

По словам Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Кирилла, «Катынь стала местом общей скорби, местом общих глубоких переживаний. Ничто не роднит людей так, как общее страдание...»

Сегодня, в результате политических и социальных перемен, произошедших в конце XX века, наши Церкви получили возможность свободно исповедовать христианство, а также принимать участие в преобразовании общества, опираясь на традиционные христианские ценности. И хотя мы не можем объединиться в таинствах, мы можем объединиться в добрых делах. Нас может объединить не только память о тех, кто страдал раньше, но и помощь тем, кто страдает сегодня. Помощь детям, оставшимся без попечения родителей; помощь инвалидам и неизлечимо больным людям; помощь тем, кто хочет избавиться от страшных зависимостей — алкоголизма и наркомании.

Причем нам, русским, не обязательно заниматься реабилитацией этих людей в Польше, а вам, полякам, искать нуждающихся в России. Мы можем каждый на своем месте помогать тем, кому плохо и в этом быть едиными. Можем собираться вместе, чтобы решать общие проблемы организации помощи этим людям. Хотя нуждающиеся принадлежат к разным национальностям, разным вероисповеданиям, разным культурным традициям, живут в разных странах и в разных условиях, но проблемы у них одни и те же. Бедность, болезнь, пристрастие ко греху, одиночество, безверие, отчаяние. Страдание и боль на разных языках называются по-разному, но означают одно и то же.

Мы не сходимся с Католической Церковью в формулировке догматов веры, по-разному устраиваем нашу церковную жизнь, отличаемся в практике молитвы, используем разные чинопоследования, но к страданию ближних мы относимся одинаково, по-евангельски, сохраняя единство в исполнении заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). Мы можем вместе совершать дела милосердия, обмениваться опытом и учиться друг у друга.

В 2004 году мы познакомились и подружились с католической Общиной св. Эгидия, которая занимается социальной деятельностью и благотворительностью в разных городах Италии и еще в более чем 70 странах мира. Община была образована в 1968 году в Риме и накопила большой опыт в делах милосердия, особенно в организации добровольческой помощи в столовых для неимущих, а также работе с бездомными. Когда мы начинали нашу работу с нуждающимися, нас вдохновлял тот образ любви к ближнему, который являет эта Община.

В 2010 году наши сотрудники побывали у вас в Польше и познакомились с польским опытом церковного социального служения. Например, нас поразил размах традиционных благотворительных акций — «Рождественская свеча милосердия», когда желающие, покупая свечи, жертвуют на добрые дела, и «Великопостная неделя милосердия», когда верующие откладывают в копилку и жертвуют то, что им удается сэкономить, отказавшись от развлечений и излишеств. Эти и другие замечательные акции проводят в Польше три религиозных благотворительных организации: «Каритас», «Елеос» и «Диакония», с которыми мы тоже подружились.

К сожалению, в XX веке в России и на всем пространстве страны, которая называлась Советским Союзом, была прервана почти 1000-летняя традиция христианского служения милосердия. Вернее, она сохранялась в тайне, негласно, отдельными подвижниками, многие из которых впоследствии были канонизированы, как новомученики и исповедники. Такой была, например, св. мученица Татиана Гримблит. Всю свою сознательную жизнь она посвятила помощи заключенным — отправляла посылки в лагеря, писала письма. Помогала всем, зачастую, совершенно незнакомым людям. Тратила на это все, что зарабатывала. Сохранились письма архиереев, которые горячо благодарили ее не только за продуктовые посылки, но и за нравственную поддержку. Она писала замечательные стихи и обладала даром утешать и поддерживать всех гонимых за веру. Мученица Татиана специально окончила медицинское училище, чтобы ухаживать за больными. В те страшные времена она, ничего не боясь, говорила о своей вере открыто. В 1937 году ее расстреляли на Бутовском полигоне.

В годы гонений Русская Православная Церковь была заперта в храмах и не могла организовывать даже своих прихожан для помощи нуждающимся. Церковь не могла приобщать к делам милосердия детей. Да и внутри церковной ограды не было свободы — велись тщательные наблюдения за церковной и внебогослужебной деятельностью прихожан, проверяли списки тех, кто прибегал к Таинствам Крещения и Венчания. Государство вмешивалось во все стороны церковной жизни. Церковные деньги, пожертвованные верующими, изымались государством в форме «пожертвований в Фонд мира».

Но вот уже четверть века Русская Православная Церковь свободна. За эти годы социальное служение из инициатив отдельных энтузиастов превратилось в одно из главных общецерковных деланий, в котором участвуют все члены Церкви — от Святейшего Патриарха до ученика воскресной школы. Святейший Патриарх Кирилл принимает непосредственное участие в выработке документов, посвященных организации социальной работы в Русской Православной Церкви, посещает социальные учреждения — детские дома для детей-инвалидов, центры реабилитации наркоманов и алкоголиков, социальные приюты для бездомных, инициирует общецерковные сборы средств для помощи пострадавшим во время стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, внимательно следит за тем, как в епархиях и на приходах помогают нуждающимся. Каждое личное обращение за помощью к Святейшему Патриарху Кириллу находится на особом контроле.

На Архиерейских Соборах были приняты основополагающие документы, касающиеся регулирования церковной деятельности в социальной сфере: «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» и другие.

Создан Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, который занимается координацией церковных социальных начинаний во всех епархиях Русской Православной Церкви. Отдел разрабатывает методики помощи всем категориям нуждающихся, организует сотрудничество с государственными структурами и общественными организациями, занимается обучением церковных социальных работников, фандрайзингом и созданием общецерковного добровольческого движения милосердия. Задача этого Отдела — поддержать все добрые начинания, все дела милосердия, которые совершаются в Церкви и с ее участием.

Отдел участвует в работе по совершенствованию законодательства. Нами были предложены поправки к законопроекту «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», направленные на снижение числа абортов. Чтобы Церковь могла более эффективно участвовать в социальной деятельности, Отдел заключает соглашения с профильными ведомствами. Например, было подписано соглашение с Министерством чрезвычайных ситуаций, что облегчило доступ представителей Церкви в район бедствий для координации помощи пострадавшим. Кроме того, было подписано Соглашение с Министерством здравоохранения и социального развития, которое создало правовую базу для открытия в медицинских госучреждениях домовых храмов. Соглашение с Государственным антинаркотическим комитетом позволило начать организацию общероссийской системы реабилитации наркозависимых и так далее.

Особое внимание мы стараемся уделять обучению социальной работе — издаем методические пособия по организации социальной работы на приходах, для обмена опытом проводим конференции и съезды по социальному служению. А с 2011 года Отдел организует курс вебинаров — бесплатных онлайн-семинаров, которые проводят специалисты Отдела и приглашенные эксперты по различным направлениям социального служения. Участником вебинаров может стать любой человек, у которого есть выход в интернет. Эти занятия очень востребованы в регионах: в настоящее время число активных участников превышает 500 человек, а всего с начала курса прошли регистрацию больше 3 тысяч человек. Большинство участников семинаров впоследствии успешно реализуют свои новые социальные проекты.

Мы стараемся привлекать к делам милосердия как можно больше людей, причем не только практикующих верующих — воцерковленных прихожан храмов, но и всех желающих помогать. Церковь, таким образом, объединяет всех людей доброй воли, вне зависимости от того, участвуют ли они в Таинствах. В рядах наших добровольцев есть неверующие люди, есть и представители других конфессий. Московская служба добровольцев «Милосердие» насчитывает более 1000 активных волонтеров. Таких добровольческих движений становится в Москве все больше. Открываются добровольческие службы и в других регионах нашей страны. Наша задача — активизировать служение милосердия на каждом приходе, привлечь к делам любви и сострадания как можно больше людей.

Очень рад, что Польша по числу разводов — одна из последних в Европе. Так же как и по числу абортов, которые в стране практически запрещены (только по медицинским показаниям). Рождаемость в Польше одна из самых высоких в Европе и с каждым годом продолжает расти. В России, к сожалению, все не так. Мы находимся в числе мировых «лидеров» как по числу разводов, так и по количеству абортов. Разрушение семьи — причина большинства социальных проблем. Поэтому в Русской Православной Церкви мы стараемся уделять особое внимание проблемам семьи. В 2011 году была создана Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Комиссия занимается популяризацией семейных ценностей, поддержкой многодетных семей, противодействию абортам, помощью одиноким матерям, детям-сиротам.

В ноябре 2013 года Комиссией был разработан основной документ «Рекомендации по организации церковной работы в области поддержки семьи, защиты материнства и детства», который разослан во все епархии Русской Православной Церкви. В нем собраны предложения по организации церковной работы в защиту семьи, которые могут быть осуществлены на приходах. Эти рекомендации были приняты и скорректированы Святейшим Патриархом Кириллом. Они предусматривают создание структуры взаимопомощи многодетных семей на приходах, создание епархиальных центров поддержки семьи со службой юридического консультирования, с пунктом вещевой помощи, а также создание городских центров с приютами для беременных женщин, которые находятся в трудной жизненной ситуации, курсами подготовки к родам, детским садом для детей-инвалидов и школой приемных родителей.

На сегодняшний день в Русской Православной Церкви на территории России действует около 3-х тысяч церковных социальных инициатив, направленных на помощь старикам, инвалидам, бездомным, алкоголикам, наркоманам и другим нуждающимся: более 300 сестричеств милосердия, 90 детских приютов, 80 социальных гостиниц и временных приютов, более 60 реабилитационных центра для наркозависимых, 40 богаделен, 18 приютов для беременных женщин и женщин с детьми в трудной жизненной ситуации, более 30 приходских детских садов, 20 лагерей для семейного отдыха, более 20 центров гуманитарной помощи.

Главная задача нашей земной жизни — преумножить тот талант любви (Мф. 25:14-30), который дан нам Богом. В современной жизни для многих людей в Польше и в России на первом месте — деньги, удовольствия, карьера, а вот для любви места как бы не остается. Любовь у нас — на втором плане, на третьем, на четвертом, на десятом. Многие уже просто не умеют любить.

А чтобы научиться любить ближнего, нужно изменить себя и свои жизненные ориентиры. В слове к сестрам милосердия Святейший Патриарх Кирилл сказал о том, что школа любви — это милосердие: «Если мы окажемся способными отдавать частицу себя самих, жертвовать своим временем, своим вниманием, своей любовью, своими средствами — жертвовать тем, кто в этом нуждается, то мы будем и за пределами храма жить по закону любви».

Диакония.ru/Патриархия.ru

Материалы по теме

Издательский Совет доставил в Горловскую епархию Священное Писание для благотворительного распространения

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

Посещение центрального офиса добровольческого движения «Москва своих не бросает»

Святейший Патриарх Кирилл посетил центральный офис добровольческого движения «Москва своих не бросает»

В Москве пройдет круглый стол, посвященный благотворительности в праздники

В Курске больница святителя Алексия подготовила сестер по уходу за ранеными

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря [Статья]

В тылу прифронтовом [Статья]

Представители ОВЦС приняли участие в торжествах по случаю 25-летия повторного освящения кафедрального римско-католического собора Москвы

Патриарший экзарх Западной Европы присутствовал на церемонии открытия собора Парижской Богоматери

Председатель ОВЦС встретился с председателем Конференции католических епископов Италии

Представитель Русской Православной Церкви встретился с нунцием Святого Престола в Дамаске

В день памяти святителя Николая Мирликийского Патриарший экзарх Западной Европы совершил Литургию в базилике итальянского города Бари, где хранятся мощи святого

Представитель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю введения в должность нового настоятеля англиканского храма в Москве

Предстоятелю Церкви Индии вручена государственная награда России

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви