Российская академия образования по просьбе Минобрнауки рассмотрит вопрос о включении предмета «Православная культура» в новый государственный образовательный стандарт, который должен быть принят в 2009 году, сообщила РИА «Новости» во вторник консультант департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Елена Романова.
«В Министерство дважды поступали предложения от РПЦ по организации образовательной деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания. Впервые — в декабре 2006 года в виде предложения, а во второй раз — в ноябре 2007 года уже доработанное и исправленное, в виде концепции образовательной области «Духовно-нравственная культура», в состав которой вошел бы предмет «Православная культура». И те первые предложения, и эту вторую концепцию о включении этого предмета в новое поколение госстандартов мы отправили в РАО, которое является разработчиком стандарта», — сказала Романова.
По ее словам, предложенная Русской Православной Церковью концепция подразумевает многостороннее участие других религиозных организаций в разработке образовательной области «Духовно-нравственная культура», с учетом интересов нерелигиозной части населения страны.
Однако, как считает консультант Минобрнауки, нерешенными остаются еще многие вопросы.
«Например, должны ли это быть отдельные предметы, когда дети православных идут на один предмет, а иудеев — на другой? Или это должен быть некий элективный вариативный курс? Как он будет выглядеть? В предложенной концепции это не прописано, вернее, такой вариант концепция вообще не учитывает», — сказала Романова.
Концепция РПЦ предусматривает, что выбор учебных предметов является исключительным правом родителей или законных представителей несовершеннолетних учащихся. Мнение же самих обучающихся может быть учтено лишь с определенного возраста — 14, 16 или 18 лет.
«Вариант, который видит РПЦ, должен быть схож с вариантом преподавания в школе иностранного языка. Разница в том, что курс, предлагаемый РПЦ, рассчитан на все обучение в школе с первого по одиннадцатый классы, и, как сказано в концепции, выбор за ребенка должны сделать родители. Когда родители приходят, и им предлагают: вот есть английский, французский и испанский языки, а они решают: мои дети будут учить английский», — сказала Романова.
«Так и здесь — родители приходят, а им предлагают православную, мусульманскую или иудейскую культуру на выбор. При этом школа должна предоставить им такие возможности, а РАО и Институт повышения квалификации работников образования работают для того, чтобы эти возможности у школы появились, они должны разработать методическое обеспечение и создать соответствующие курсы для подготовки учителей», — сказала представитель Минобрнауки.
Класс по предмету в рамках образовательной области «Духовно-нравственная культура», по мнению РПЦ, может быть сформирован при наличии не менее 12 учащихся. «Но почему, например, мы не будем принимать во внимание девять человек, на это ответа пока нет», — отметила Романова.
«Кроме того, говоря о традиционных религиях, мы нередко имеем в виду только четыре основных: православие, ислам, иудаизм и буддизм. Но почему мы забываем, например, о вполне традиционном шаманизме народов Крайнего Севера? Кто будет заниматься разработкой учебного плана для них, и почему вообще мы должны разделять культуры народов России на отдельные предметы, а не воспитывать обучающихся в мире и согласии как раз на ярких примерах и рассказах о нравственных подвигах всех народов, проживающих в нашей стране?» — добавила представитель министерства.
РИА «Новости»/Патриархия.ru