Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Ответы архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна на вопросы читателей «Российской газеты»

Ответы архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна на вопросы читателей 'Российской газеты'
Версия для печати
26 декабря 2007 г. 19:38

Патриархия.ru публикует первую часть ответов архиепископа Иоанна на вопросы читателей «Российской газеты». Вторая часть будет опубликована после Рождества Христова.

О пензенском овраге

Михаил Иванченко: Как Русская Православная Церковь допустила, что ее прихожане гибнут в землянках и ждут «конца света»? Я говорю о происходящем в Пензенской области...

Владыка Иоанн: Церковь ― не партийная организация, которая может вызвать «на ковер» и отчитать за прегрешения, а духовная врачебница. И я не уверен, что пензенские сидельцы ― люди православные. Если мы видим у них над домом православный крест, это не означает, что они ― члены Церкви. Члены Православной Церкви слушают священника и почитают церковную иерархию. А здесь батюшки разговаривают с ними через пещерную трубу, а они не внемлют голосу пастыря.

Я думаю, эти люди отделили себя от Православной Церкви. Появилось такое новое сектантское движение, основанное во многом на социальном протесте. Богословия там никакого не найти: просто ряд заблуждений и уверенность в том, что приближается конец света.

В эпоху перемен обостряются эсхатологические настроения, люди чают Страшного Суда. Ну а если уж психика подвижна, то могут быть и неадекватные реакции. Проблема пензенских сидельцев еще и в том, что они не встретили на своем пути настоящего пастыря, который мог бы помочь им победить духовную болезнь, а увлеклись ложным пророком.

В селе Никольское ведь и храма-то нет. Был бы храм, священник бы заметил все творящееся там...

О молитве

Роман, студент из Воронежа: Считаю себя человеком верующим. Люблю читать православную публицистику, книги диакона Андрея Кураева, вашу книгу прочел на одном дыхании. Однако почему-то не чувствую радости от чтения молитв. Скажите ― это большой грех, не выполнять ежедневные молитвенные правила? Как приучить себя к молитве?

Владыка Иоанн: Радость появится тогда, когда человек навыкнет. Например, вы учитесь играть на фортепиано, вначале долбите гаммы, заставляете себя, все дается трудно: надо правильно поставить руки, почувствовать инструмент. А потом вдруг проходите невидимую грань между собой и фортепиано. И тогда уже не можете и дня прожить, чтобы не подойти к инструменту и не сыграть.

Так и с молитвой. В Евангелии сказано «Царство Небесное нудится». Для того чтобы оно оказалось в вашей душе, нужно употреблять усилия. Увы, из повседневной жизни мы усвоили пока стереотипы достижения удовольствий. И весь мир нам подсказывает, как это сделать. Но молитва ― это совершенно другое. Это не услаждение душевное, а состояние постоянного духовного упражнения, «душа обязана трудиться».

Начинать нужно с простых молитв. С «Отче Наш», «Богородице, Дево, радуйся». Их лучше знать наизусть. Начав их читать даже в переполненном транспорте, вы сразу почувствуете, что выходите из-под давления внешней среды. Что же касается выполнения ежедневного молитвенного правила, так это наш духовный щит.

О спасении

Софья Гущина, доктор физико-математических наук: Мне 65 лет, я бывший преподаватель, три года на пенсии, вдова, воспитываю внука. Строю свое мировоззрение, и в нем много незаконченного. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что такое спасение? И может ли человек спастись без Церкви?»

Владыка Иоанн: Первый человек ― Адам не был сотворен смертным. Грех внес смерть в нашу жизнь. Спасение человека ― в его вечной жизни с Богом. Греческое слово, которое мы перевели как «спасение», в буквальном переводе звучало как «оздоровление». Нас повреждает духовная или социальная среда, или мы сами ― по своей воле, а Господь ― оздоравливает. Приводит в состояние образа и подобия Божия, которое было у нас изначально, до грехопадения.

Когда мы благодатью Христовой восстанавливаем в себе этот образ Божий, тогда и совершается наше спасение. И человек уподобляется Богу, становится «преподобным». Но в этом деле нельзя рассчитывать только на свои силы. Бывает так, что одной своей молитвы недостаточно. А Церковь ― это собрание верующих, тело Христово. Церковь помогает приблизиться к Христу через общую молитву. Это легче, чем в одиночку воевать.

О неотпущенном грехе

Надежда (имя изменено): Владыка, в 2001 году у меня муж уехал в Чечню в командировку как военный. Потом еще раз. А я так боялась его потерять! И в какой-то момент, я, будучи медсестрой и имея возможность достать кое-какие препараты, заразила его и себя гепатитом C, чтобы он не уезжал. Сейчас мы оба болеем, очень трудно. Я исповедовалась. Священник не отпустил мне этот грех...

Владыка Иоанн: Вот что нужно сделать. Возьмите себе за молитвенное правило: каждое утро и вечер молиться о прощении грехов. Съездите в монастырь, в Оптину пустынь, там есть старец Илий. Обязательно съездите, потому что бывает болезнь не к смерти, а к славе Божией, как у Лазаря воскрешенного. Вам нужно быть рядом с супругом, вместе с ним переживать все трудности и обязательно духовно укрепляться.

Ни в коем случае не помышляйте прервать жизнь. Ни в коем случае! Несите этот крест, который сами взяли. Я вам желаю мужества. И обязательно съездите в монастырь. Думаю, отец Илий разрешит вас от этого греха.

О боли

Марина Бунина, юрист: У меня погиб близкий человек, уже прошел не один год, а боль не утихает. Что мне делать? Такое чувство несправедливости...

Владыка Иоанн: А не нужно искать справедливости. Если будете спрашивать себя «кто виноват?», «за что?», вы себя истерзаете. То, что совершилось, ― совершилось. И вы никогда не узнаете правильного ответа, пока не оставите этот мир. А всем нам когда-то придется его оставлять. Мне кажется, вам сейчас надо подумать о своем духовном состоянии. Тревога разрушает человека. Попробуйте помочь самой себе. Постройте свою жизнь так, чтобы вы были молитвенно защищены, читайте Священное Писание, по окончании молитв обязательно поминайте усопшего. И вы почувствуете, как вокруг вас возникнет прочная духовная стена, и терзанья сквозь нее уже не пройдут.

О муже-мусульманине

Лидия, Брянская область: Владыка, у меня муж мусульманин, я давно уже живу с ним. Хожу в церковь, но за него не могу молиться. Как мне быть, грешной?

Владыка Иоанн: Да вы не грешная, вы ― молодец, что живете долго с мужем. Это очень правильно. И молитесь за него своей молитвой. Потому что в Посланиях апостола Павла сказано, что неверующий муж освящается верующей женой.

Через вас, через вашу молитву, через ваше участие в таинствах и муж ваш освящается и получает благодать. Потому что жена и муж ― плоть едина. Не обращайте внимания ни на кого, живите в мире и любви.

О посте

(Анонимно): Я инвалид второй группы и пост соблюдаю только в среду и пятницу, а полностью осилить не могу.

Владыка Иоанн: По немощи пост послабляется. Я вас благословляю на это. Потому что не то оскверняет, что в уста входит, а то, что из уст исходит. Меньше осуждайте. Пост ― это неосуждение ближнего.

«Российская газета» - Неделя №4549 от 20 декабря 2007 г.

Другие интервью

Делай по силе и не считай своих добродетелей

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною». 300 лет Тихону Задонскому