30 января 2014 года в Зеленой гостиной Центрального дома ученых Российской академии наук состоялось совместное заседание Секции социологии Центрального дома ученых РАН и Научного совета по религиозно-социальным исследованиям Отделения общественных наук РАН.
В работе заседания приняли участие председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, представители Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института экономики РАН, Национального института развития РАН, Института социально-политических исследований РАН, Академии геополитических проблем, члены Секции социологии ЦДУ РАН, другие ученые и представители научных организаций.
В своем выступлении протоиерей Всеволод Чаплин, в частности, отметил, что в современной российской социальной мысли увеличивается потенциал независимой субъектности, способный решительным образом повлиять на судьбы мира, на устройство глобальных экономических, культурных, политических процессов, международных отношений, права. Впрочем, для развития и реализации такого потенциала необходима поддержка молодых ученых, предоставление им трибуны не только в академической среде, но и в средствах массовой информации, и в государственных институтах, принимающих ключевые решения. Нужен и диалог разных научных поколений, а также государства, науки, Церкви и общества.
С основным докладом «Социокультурные аспекты взаимодействия научных и религиозных институтов в современных условиях» на заседании выступил сопредседатель Научного совета по религиозно-социальным исследованиям, доктор экономических наук, профессор М.И. Гельвановский. В докладе были отмечено, что в настоящее время практически весь мир переживает глубокий системный кризис, который многие аналитики определяют как кризис современной цивилизации. Одним из важнейших факторов ускорения и углубления этого кризиса является процесс глобализации, главными двигателями которой являются крупные транснациональные корпорации и транснациональные банки (ТНК и ТНБ), лишенные социальной ответственности и проводящие политику социокультурного подавления, которая выражается в разрушении национальных традиций. В основе этой политики лежит замысел глобального передела мира и экспроприации планетарных ресурсов. Народы, которые лишаются национальных традиций, практически теряют свой национальный иммунитет и волю к сопротивлению против захвата их национальных ресурсов. Результатом этой деструктивной деятельности является общее снижение нравственного уровня населения не только в странах-реципиентах ТНК, но и в бывших метрополиях, откуда идут импульсы подавления национального сопротивления. Проблемы в религиозно-социальной среде в современный период совпали с кризисом современной гуманитарной науки, который выражается в крушении коммунистической идеологии как основы глобального социального проекта, с одной стороны, и распространении релятивистских философских теорий, ведущих к обоснованию полной морально-нравственной «свободы» и «раскрепощенности» — с другой. При этом девиантное поведение становится нормой, а нормальное — девиантным, добро и зло меняются местами, а человек утрачивает свои главные свойства нравственного существа. Особенно эти деструктивные явления коснулись населения христианского мира: в странах, где христианство номинально доминирует, это выражается в последовательном выхолащивании христианских основ жизни и замене их весьма опасными для человеческого существа суррогатами, в других странах это выражается в открытом насилии над христианами, уничтожении христианских святынь и физическом уничтожении самих христиан (Ближний Восток, Африка).
Участники заседания пришли к общему мнению, что в сложившихся условиях необходимо выстраивание системных связей между институтами Русской Православной Церкви и Российской академией наук, в результате чего могли бы быть созданы новые формы активизации действий академической и вузовской науки для теоретических разработок и решения прикладных задач в социокультурной сфере. Была отмечена также необходимость глубоких исследований влияния изменения норм социального поведения и социальных отношений на развитие государства и общества, а также прогнозирование возможных последствий и угроз, связанных с дальнейшей деградацией социокультурного поля и его влияния на социальное, культурное, политическое и экономическое положение в России и за ее пределами. В сложившихся сложных условиях в России крайне важно повысить роль научной экспертизы принимаемых законодательных и нормативных актов, а также повысить роль экспертного мнения при выработке практических решений, касающихся духовно-нравственных и религиозно-социальных аспектов жизни общества и государства.
Патриархия.ru