Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: «Мы готовы пройти этот путь до конца»

Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел: 'Мы готовы пройти этот путь до конца'
Версия для печати
14 февраля 2008 г. 15:39

Сложная политическая ситуация в Украине отражается и на жизни Церкви. Православная Церковь ― самая мощная объединяющая сила славянских народов проходит серьезные испытания в стране ― колыбели христианства на Руси. Государственной властью Украины Украинская Православная Церковь Московского Патриархата поставлена перед серьезным выбором: отделиться от Московского Патриархата и стать автокефальной поместной церковью Украины или перейти на положение гонимой и преследуемой религиозной организации. Ситуация осложняется тем, что в Украине уже давно действуют еще несколько организаций, именуемых себя православными церквями Украины и поддерживаемых властями страны. «Русский Дом» связался с одним из самых авторитетных и влиятельных иерархов УПЦ МП митрополитом Одесским и Измаильским Агафангелом.

― Владыка, благословите! Спасибо, что согласились дать интервью. Мы в России внимательно следим за ситуацией, которая складывается в Украинской Православной Церкви в последнее время. Расскажите, пожалуйста, читателям нашего журнала о положении Православия на Украине.

― Я думаю, читателям хорошо известно, что УПЦ МП ― самая многочисленная конфессия в Украине, количество приходов которой (11000) намного превосходит число общин так называемых «УПЦ КП» («киевский патриархат» ― прим. ред.) или «УАПЦ». Те, кто сегодня находятся у власти, стремятся окончательно уничтожить духовное единство братских народов ― русского и украинского, единство Святой Руси. Они прекрасно понимают, что создать из Украины враждебное России государство невозможно, не разорвав связь Украинской Православной Церкви, являющейся душой народа, душой культуры и истории Украины, с Московским Патриархатом. Поэтому в последнее время особенно активизировались попытки государственного аппарата Украины вмешаться в жизнь канонической Церкви, навязать ей разрыв с Матерью ― Русской Православной Церковью. Если раньше такие попытки предпринимались путем создания параллельных УПЦ раскольнических лжецерквей, то сегодня мы имеем дело с совершенно новым, невиданным по масштабу и дерзости, сценарием ― навязыванием самой УПЦ т. н. «канонической автокефалии». Отделение от всей полноты РПЦ должно привести, по их планам, к разрыву тысячелетней общей церковной судьбы двух братских православных народов. Из УПЦ хотят сделать карманную, политическую Церковь, которая послушно будет проводить в жизнь русофобскую, антиправославную политическую линию тех, кто навязал ей пагубное обособление.

― Ваше мнение об этом «новом курсе» политического руководства страны.

― Нынешним государственным руководством Украины поставлена задача: любой ценой добиться «автокефалии», отрыва УПЦ от Московского Патриархата уже в 2008 году. Местным администрациям дана команда продавливать курс на автокефалию УПЦ. Оказывается сильнейшее давление на священноначалие УПЦ МП, на епископат. В ход идут как щедрые посулы, так и угрозы, шантаж. Готовится расправа над наиболее активными сторонниками церковного единства, как среди духовенства, так и среди мирян. Делается все, чтобы не допустить нормального функционирования тех общественных организаций, которые открыто противостоят угрозе нового раскола. В то же время, нам пытаются навязать «диалог» с раскольниками из т. н. «киевского патриархата», «автокефальной церкви». Они обратились к Архиерейскому Собору нашей Церкви с «посланиями», в которых смеют еще ставить условия такого «диалога» ― отделение от ненавидимого ими Московского Патриархата. Это люди, совершенно лишенные Духа Христова, Духа Евангелия, одержимые ненавистью к Москве, ко всему русскому, в корне всех их воззрений лежит ересь этнофилитизма. И нас пытаются заставить «считаться» с такими воззрениями раскольников? А в перспективе, грубо сломив всякое сопротивление, объединиться с ними в лоне некоей «единой соборной поместной украинской церкви». Нас уже сейчас пытаются заставить подвергнуть ревизии всю церковную историю, тысячелетнюю традицию Русской Православной Церкви. Последний пример ― то невероятное давление, которое оказывается на священноначалие УПЦ МП с целью заставить пересмотреть наложенную РПЦ анафему на клятвопреступника и изменника Мазепу. И это приурочивается к государственным торжествам по случаю 300-летия заключения новоизобретенного «украино-шведского» союза. Частью этих торжеств и является создание официального культа Мазепы.

― Как Вы прокомментируете стремление отдельных иерархов УПЦ к автокефалии?

― Не могу охарактеризовать это иначе, чем сервилизм («прислужничество» ― прим. ред.). Если такое стремление у некоторых епископов УПЦ действительно имеется ― то это пагубное явление, это не понимание того, что таким образом разрываются тысячелетние узы единства, разрывается сохраненная нашими предками в условиях страшных гонений единая духовная традиция. Те, кто говорят, что автокефалия приведет к объединению с раскольниками, к уврачеванию раскола, обманывают себя и других, совершая страшную подмену. Ведь они говорят о единстве, а, на самом деле, проповедуют разрыв с Матерью-Церковью. Никакого «объединения» с «УПЦ КП» или «УАПЦ», согласно святым канонам, не может быть. Может быть лишь присоединение раскольников к канонической Церкви. И для этого не Украинской Православной Церкви следует выполнять условия схизматиков и националистических политиканов, разрывая священное богозаповеданное единство с Русской Православной Церковью, а самим раскольникам необходимо со смирением принять учение, практику и церковное устройство Матери-Церкви. В результате «автокефалии» произойдет не уврачевание раскола на Украине, но создание нового раскола, ибо народ Божий, воспитанный на святоотеческой традиции, неповрежденной хранительницей которой является РПЦ, никогда не примет никакого отделения от нее. Все епископы и духовенство УПЦ должны помнить, что они приняли благодать хиротонии от РПЦ, что в ней они принесли архиерейскую или священническую присягу.

― Владыка, мы подошли к очень важному вопросу: почему автокефалия Украинской Православной Церкви, ее отделение от Русской Православной Церкви неприемлема для народа Божия?

― В Православной Церкви все основывается не на воле политиков, не на государственной или политической целесообразности, одним словом, не на стихиях мира сего, а на основе Священного Писания и святых канонов, на учении святых отцов и их традиции. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе», ― такова молитва самого Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. В унисон им звучат золотые слова Предстоятеля УПЦ МП Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, которые я часто вспоминаю: «Разделяющий всегда теряет». Нельзя забывать и тот важнейший для нас, православных христиан, факт, что все, без исключения, святые угодники Божии и подвижники благочестия, когда-либо высказывавшиеся по «украинскому» вопросу, всегда выступали не только категорически против отделения Церкви на Украине от РПЦ, но и против самого разделения двух единокровных и единоверных народов, неразрывно связанных единой церковной и цивилизационной миссией. В этом контексте сразу можно вспомнить святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, сщмч. Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, сщмч. Прокопия, архиепископа Одесского и Херсонского, прп Кукшу Одесского, прп. Лаврентия Черниговского, почитаемого всем православным Донбассом схиархимандрита Зосиму (Сокура), блаженной памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), выдающегося богослова и старца Русской Зарубежной Церкви архимандрита Константина (Зайцева).

Единство РПЦ обильно полито кровью новомучеников и исповедников Российских, память которых мы недавно совершали. А ведь согласие святых ― это уже явный глас Божий, часть Священного Предания. С точки зрения церковно-практической автокефалия УПЦ принесет только беду и новые нестроения. Вместо «единой Поместной Церкви» тело Украинского Православия будет разодрано на множество мелких лоскутов, что приведет к полной потере украинским народом православной идентичности. Большая часть приходов выразит законное желание сохранить исконное каноническое устройство и остаться под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Вновь созданную «автокефальную» УПЦ, волю которой уже раз удалось переломить через колено, заставят пойти и на следующее требование власти ― объединение с раскольниками. Такое искусственное объединение не сможет продержаться вечно и неминуемо следует ожидать распада «единой Поместной» на несколько церквей.

Румынская Церковь уже заявила об открытии своих епархий на территории Украины. Ее пока удается сдержать, благодаря мощи и весу Московского Патриархата в православном мире. Но вряд ли Румынская Церковь станет считаться с автокефальной Украинской Церковью. Таким образом, на Украине возникнет еще одна православная юрисдикция ― румынская. Неизбежно подключится к ситуации и Константинополь, уже принявший в свою юрисдикцию украинских раскольников-автокефалитов в Америке (что, кстати, до сих пор не признано Московским Патриархатом).

Таким образом, мы видим всю вредоносность и душепагубность отделения УПЦ от Московского Патриархата. Это отделение будет ударом по твердыне неповрежденного святоотеческого Православия, которого так ждут враги Церкви и православной цивилизации. Выступать за автокефалию УПЦ означает быть на стороне врагов и недоброжелателей Православия. Поэтому необходимо четко заявить: единство УПЦ с Матерью ― РПЦ является непреложной истиной, не терпящей никаких изменений. Всякая же попытка отделения от РПЦ всегда будет богопротивным расколом.

― Вы упомянули Константинополь. Какова, по Вашему мнению, будет реакция и роль Вселенского Патриарха в этом процессе?

― Считается, что Константинопольский Патриархат не будет вмешиваться в ситуацию, ему достаточно существующих проблем с Московским Патриархатом, а потому он не захочет создавать себе еще одну головную боль в виде раздираемой внутренними противоречиями, непредсказуемой, подобно государству, во внешней политике автокефальной Украинской Церкви. Однако не следует забывать, что поддержка Константинопольского Патриархата уже давно включена в официальную политику Конгресса и правительства США. Поэтому, есть большая вероятность того, что Константинопольский Патриархат будет проводить не ту политику, которая выгодна ему, а ту, которая будет предписана Вашингтоном. А каково отношение США к церковному единству Украины и России, всем, я думаю, прекрасно известно со слов г-на Бжезинского и ему подобных. Поэтому в этом вопросе не следует питать иллюзий.

― Насколько вероятно в дальнейшем объединение на компромиссной основе самостоятельной национальной украинской церкви с церковью униатской?

― Оно не только вероятно. Уния является логическим продолжением возможной автокефалии УПЦ. Для того столько усилий и тратится прозападными политическими силами и их спонсорами, чтобы полностью уничтожить православное самосознание украинского народа. Никогда православный народ Украины не сможет смириться с «положительным образом» НАТО, бомбардировавшего на Пасху православные храмы сербской столицы и поощряющего уничтожение православных святынь и сербского населения Косовского края. Никогда истинно православный украинец не посчитает чужой Россию с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью, а своим и родным ― Евросоюз, легализующий мужеложство, эвтаназию, отказывающийся от христианства даже в проекте преамбулы своей Конституции. Украина уже имеет опыт отдельного от РПЦ существования Киевской Митрополии. Это было в XV-XVII вв. То, к чему привел подобный опыт, мы должны помнить как самый страшный урок и грозное предупреждение истории ― позорная Брестская уния и полное уничтожение православного епископата. Не случайно, уже сейчас на некоторых сайтах, декларирующих свою принадлежность к УПЦ МП и пытающихся «изнутри» проводить идею автокефалии, появляются статьи, авторы которых явно симпатизируют Украинской Греко-католической церкви, называя ее наиболее соответствующей реальностям современной Украины и «искренне» ищущей церковного единства. Упаси нас Господь от такого «единства».

― Ваш прогноз, как будут развиваться события дальше?

― Прогнозы я давать не могу, на все воля Божия, благая и совершенная. Могу лишь сделать вывод из того, что происходит сегодня. Курс на автокефалию, провозглашенный правителями Украины, будет набирать обороты. Мы все, православные епископы, духовенство и верующие УПЦ МП, преданные единству с РПЦ, верим, что наш мудрый Предстоятель, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, перед подвигом которого мы преклоняемся, как и во все годы возглавления им УПЦ, будет твердо вести церковный корабль путем единства с Матерью-Церковью. Мы готовы пройти этот путь до конца и всегда, как и наши предки, будем с РПЦ. Народ Божий никогда не отречется от РПЦ, какие бы новые расколы не пытались спровоцировать политики. Наша цель ― оправдать надежды церковного народа, консолидировать перед лицом нависшей реальной угрозы все силы Церкви и общества, нацеленные на священное единство Русского Православия.

― Какой помощи Украинская Православная Церковь ждет от Русской Православной Церкви?

― Нам известна позиция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноначалия Русской Православной Церкви, которая состоит в решительном утверждении православного единства на Украине в лоне РПЦ и неприятии никакой «автокефалии» и любых форм церковного сепаратизма. Мы очень дорожим этой позицией, как и молитвенной поддержкой Святейшего Патриарха и миллионов наших сопастырей, братьев и сестер ― верных чад РПЦ. Конечно же, очень важно информационное освящение, причем как можно более широкое и открытое, событий церковной жизни Украины, особенно происходящих попыток отторжения УПЦ от Московского Патриархата. Неоценимое значение в сложившейся ситуации будут иметь публичные заявления официальных представителей Московской Патриархии о том, что священноначалию РПЦ известно о раскольнических поползновениях и что оно не приемлет никаких попыток разрыва единства УПЦ с Матерью-Церковью. Это особенно укрепило и вдохновило бы поборников единства РПЦ на Украине, а по тем силам, которые жаждут разорвать последнюю нить, связывающую наши братские народы, нанесло бы тяжелейший удар. Больше всего они боятся четкой и недвусмысленной реакции на свои действия со стороны Высшей Церковной Власти. Ведь тогда им невозможно уже будет прикрывать своей пропаганды и своих действий некоей тенью возможного канонического признания. Нависшая над единством нашей РПЦ угроза не терпит более никакой комплиментарности, но требует от всех нас бескомпромиссной борьбы за Истину.

Беседовал Олег Байда.

«Русский дом»

Материалы по теме

Митрополит Калужский Климент награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла родным и близким погибших и пострадавшим в результате ракетного обстрела г. Рыльска [Патриарх : Послания]

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами совершил чин погребения генерал-лейтенанта Игоря Кириллова

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»

Митрополит Черкасский и Каневский Феодосий: «Мировое сообщество становится на защиту нашей Церкви»

Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви