23 мая 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на международной научной конференции «Философия и мистический опыт: западный и российский подходы» в Институте философии РАН.
В своем докладе, посвященном теме «Мистическое богословие преподобного Симеона Нового Богослова», председатель ОВЦС, в частности, отметил особенности богословского учения одного из наиболее выдающихся продолжателей традиции раннехристианского аскетического мистицизма: «Преподобный Симеон, в отличие от своих предшественников, делал акцент на автобиографический опыт созерцания Божественного света. Тема Божественного света проходит через весь корпус его сочинений и является центральной в его богословской, догматической системе, а также и в многочисленных мистических трактатах».
Митрополит Иларион пояснил, что в византийской традиции учение о cвете имеет свою предысторию. Прежде всего, тема Божественного света была лейтмотивом всего творчества Григория Богослова, в произведениях которого сама природа Божества чаще всего характеризуется термином «свет», причем «терминология света» остается одним из основных элементов богословского языка святителя. «Но при этом никогда и нигде Григорий не обращается к теме Божественного света в автобиографическом ключе, никогда не говорит о том, что он созерцал Божественный свет в своем духовном и мистическом опыте, в своем опыте молитвы», — подчеркнул владыка.
Учение о Божественном свете занимает центральное место в творениях многих Отцов Церкви. Современник святителя Григория Богослова Евагрий Понтийский, в частности, ставил вопрос о том, какова природа Божественного света, который созерцают христианские подвижники. Святой Макарий Египетский говорил, что огонь благодати, возженный Святым Духом в сердцах христиан, заставляет их сиять, как светильники, перед Сыном Божиим. Максим Исповедник утверждал нетварную и Божественную природу света. О Божественном свете много писали сирийские авторы, в частности, Исаак Сирин, Иосиф Хаззайя и Иоанн Дальятский.
Для преподобного Симеона Нового Богослова опытное восприятие света есть откровенное присутствие благодати. Согласно его учению, под воздействием Божественного света постепенно начинает преображаться сама ветхая человеческая плоть, и при созерцании света тело и душа будут «блистать подобно Богу».
Обращаясь к вопросу о природе Божественного света и его действия на человека, митрополит Иларион, в частности, отметил, что в учении преподобного Симеона «этот свет — не тварный свет ума, но нетварный Божественный свет Святой Троицы; свет нематериален и воспринимается не чувственными глазами, а духовными «очами ума»; этот свет не имеет очертаний и вида, будучи вне человеческих категорий, размеров и форм; свет преображает всего человека, включая ум, душу и тело; в этом свете может являться лик Божий, но духовно, а не в видимом для глаз облике или форме».
Среди своих предшественников Отцов-мистиков Симеон Новый Богослов выделяется, главным образом, более ярко выраженным личностным началом и более отчетливой эмоциональной окрашенностью своих сочинений, большей экспрессивностью языка и выразительностью литературных образов. Владыка подчеркнул, что преподобный, не колеблясь, говорит открыто о своем собственном личном мистическом опыте, исключительном, по-видимому, даже в сравнении с великими Отцами Церкви.
«Яркая индивидуальность и неповторимость Симеона особенно проявляется в тех случаях, когда он говорит о видениях Божественного света, — продолжил архипастырь. — Описывая собственный мистический путь, Симеон всегда помещает его в контекст Православного Предания, Православной традиции. Пережитый им опыт богообщения он считает неотъемлемой частью церковного опыта, неизменно подчеркивая свою верность Православной Церкви. Случай преподобного Симеона Нового Богослова весьма убедительно иллюстрирует тот факт, что краеугольным камнем Церковного Предания, традиции, является не что иное, как личный мистический опыт христианина, опыт непосредственной связи между Богом и человеческой личностью. Предание не может быть подлинно православным, если в его основе не лежит опыт встречи с Богом лицом к лицу. Те, кто пытается противопоставить формальную и рационалистическую традицию церковного большинства вдохновенному мистицизму отдельных энтузиастов — такое противопоставление мы очень часто встречаем в западной научной литературе, — впадают в заблуждение, не понимая самой сути Предания. Такие люди стремятся всеми доступными им средствами сохранить и оградить то, что они считают традиционным, но на самом деле способствуют извращению и искажению подлинной традиции».
Митрополит Иларион особо подчеркнул, что главным отличием православного мистического опыта является тесная связь с христианским вероучением, истолкование его в свете Божественного Откровения. Вне истины, хранимой всей Церковью, личный опыт был бы лишен всякой достоверности, всякой объективности.
«Истинный мистик — не тот, кто ставит свой опыт выше Церковного Предания, но тот, чей опыт находится в согласии с опытом Церкви в целом и опытом ее лучших представителей в частности. Исторической ролью великих христианских мистиков была роль защитников Предания и проповедников идеала евангельского жития. Вот почему в их взглядах было столько максимализма и радикализма, как мы наблюдаем у Симеона Нового Богослова. Но именно этот максимализм и служил источником вдохновения не только для них самих, но и для тысяч рядовых христиан, сохраняя живым Православное Предание», — констатировал председатель ОВЦС.
По окончании выступления митрополит Иларион ответил на многочисленные вопросы.
В конференции, организованной Англо-американским обществом христианских философов, Институтом философии Российской академии наук и Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви, принимают участие известные богословы и философы из России и США, в частности, профессор А.А. Гусейнов, профессор В.К. Шохин, профессор Дэвид Брэдшоу, профессор Майкл Стобер, профессор Райан Хорнбек, профессор Уильям Уэйнрайт, профессор А.Р. Фокин, профессор П. Б. Михайлов.
Данный научный форум проводится в седьмой раз, начиная с московской конференции 2001 года, посвященной теме «Пресвятая Троица». Среди тем, обсуждавшихся за это время, были космология, проблема зла, вопрос соотношения души и тела, социальная этика и вызовы секуляризма, соотношение философской теологии и христианской традиции.
Конференция продлится до 24 мая.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru