6 июля 2014 года, за Божественной литургией в Смоленском соборе Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил сугубое моление о мире на Украине и вознес ектению о упокоении души новопреставленного Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира.
По завершении Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию по почившему. По окончании заупокойного богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, посвященным памяти Блаженнейшего владыки:
«Сегодня мы вознесли заупокойную ектению, вспоминая имя выдающегося иерарха Русской Православной Церкви — Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины. Я был знаком с владыкой на протяжении более 49 лет, и большую часть этого времени мы находились с ним в постоянном общении, в соработничестве. Я наслаждался, общаясь с ним, — его стилем работы, его стилем отношений с людьми. Это был светлый человек, который с легкостью объединял многих вокруг себя.
Мое первое деловое общение с ним произошло в связи с назначением меня настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в Женеве. Владыка Владимир был моим предшественником. Передавая дела, он с улыбкой сказал мне, что храм наш маленький, домовый и в него мало кто ходит, потому что боятся ходить — такое было время, холодная война. Однако, добавил владыка, есть группа прихожан, которые объединились вокруг храма Московского Патриархата, и это светлые, хорошие люди. И когда я приехал в Женеву, я понял: владыка Владимир был тем настоятелем, который, собственно, и создал этот приход. К его назначению от нашего московского прихода в Женеве практически ничего не оставалось. Это он по крупицам объединил вокруг себя людей, — а то были представители первой эмиграции, — которые с тех пор всегда хранили в памяти светлый образ владыки. Этот опыт соприкосновения с его пастырской деятельностью в зарубежье помог мне понять масштаб личности покойного. Он был действительно великим пастырем, замечательным проповедником, мудрым собеседником и хорошим товарищем.
В годы, когда владыка возглавлял Московскую духовную академию, а я — Санкт-Петербургскую, мы как два ректора общались, обменивались мнениями и были единомышленниками по главным вопросам, связанным с развитием богословского образования в нашей стране. Но особенным образом таланты владыки раскрылись на Киевской кафедре, когда он был избран в тяжелейший момент новейшей истории православной Украины. Когда в 1992 году был спровоцирован раскол среди православных — под прямым влиянием политических сил, намеренных подчинить себе всю Украину, — тогда абсолютное большинство нашего епископата, за исключением двух архиереев (один из которых уже был на пенсии), не поддержали раскольников, но объединились вокруг владыки Владимира и сохранили каноническое Православие на Украине. И в последующие годы от Блаженнейшего владыки требовались сила, мудрость, воля, чтобы не подчиниться постоянно менявшимся политическим взглядам руководителей, которые всякий раз требовали от Церкви делать то, что они хотели. Но Церковь оставалась самой собою, объединяя украинский народ. При всем различии политических взглядов, историософских воззрений, при всем различии в благочестии, в обычаях, Церковь объединяла и ныне продолжает объединять народ, несмотря на льющуюся кровь, несмотря на военную конфронтацию. Я благодарю Бога за этот миротворческий подвиг нашей Церкви, которая, не прогибаясь перед веяниями века сего, несет великое свидетельство о Христе своему народу — о Христе, который есть мир наш.
Блаженнейший владыка умер вчера в семь часов утра. Я сразу получил информацию об этом событии, совершил заупокойную литию и, молясь, вспоминал жизненный путь выдающегося иерарха Православной Церкви, наше с ним общение и, конечно, его заслуги перед украинским Православием. Дай Бог, чтобы сохранялось нерушимым каноническое Православие на Украине, и верим, что почивший владыка будет молиться о том пред лицом Божиим. А мы все, оставшиеся здесь, будем трудиться, чтобы никакие веяния века сего не разрушали богочеловеческий организм Церкви, навязывая ей те или иные светские модели поведения или политические проекты. Только такая Церковь остается авторитетной для народа, поскольку все остальное, что нередко принимают на себя религиозные организации, отождествляя себя с той или иной политической силой, перестает быть актуальным, когда проходит необходимость в этом, а значит, проходит и востребованность такого рода организаций. Верим, что Украинская Православная Церковь избежит соблазна и будет свидетельствовать о Христе распятом и Воскресшем, призывая народ жить в соответствии с божественным законом и тем самым обретать подлинную свободу. Аминь».
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси