Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Место религиозной толерантности в сохранении мира». Выступление митрополита Ташкентского Викентия на конференции «Межконфессиональный диалог и религиозная толерантность — гарант стабильности общества»

«Место религиозной толерантности в сохранении мира». Выступление митрополита Ташкентского Викентия на конференции «Межконфессиональный диалог и религиозная толерантность — гарант стабильности общества»
Версия для печати
14 ноября 2014 г. 15:58

12 ноября 2014 года митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий принял участие в международной конференции «Межконфессиональный диалог и религиозная толерантность  гарант стабильности общества» в Ташкенте. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа выступил с докладом «Место религиозной толерантности в сохранении мира».

Уважаемые дамы и господа!

Сегодняшняя конференция посвящена важным вопросам взаимопонимания, мирного существования и сотрудничества различных религиозных конфессий, ради более полноценного сохранения духовного и культурного богатства нашей страны, высших ценностей общества.

Жизнь современного общества складывается из многих важных факторов в человеческих, межличностных отношениях. Но, безусловно, вопросам развития духовности, формированию у подрастающего поколения и молодежи высоких нравственных и моральных ценностей в Республике Узбекистан уделяется исключительное внимание, придается особое значение.

Взаимопонимание, дружба, мирное существование, плодотворное сотрудничество различных религиозных конфессий… Для жителей Узбекистана все это не просто красивые слова. В нашем государстве сохранение духовного и культурного богатства, высших ценностей демократического общества — общепризнанные и незыблемые приоритеты.

Благодаря непрестанным усилиям руководства Узбекистана во главе с президентом Исламом Абдуганиевичем Каримовым, мы живем в мире и взаимопонимании, в благоденствии и процветании. В стране созданы все условия для спокойной и созидательной жизни людей разных наций и народностей. Самое главное, что несмотря на коллизии современности, проявляющиеся в обострении и противостоянии в различных странах, у нас царит мир  мир в любимом Узбекистане и мир в каждой человеческой душе.

Подлинная толерантность отличает и межрелигиозные отношения. Это позволяет осуществлять благие, созидательные преобразования во благо всех граждан Республики Узбекистан, способствует плодотворному труду, бережному отношению к историческому прошлому, древним традициям и обычаям многонационального узбекского народа. 

Вне зависимости от национальности или вероисповедания, жители Узбекистана готовы активно сотрудничать в области просвещения и духовного воспитания, преодоления негативных тенденций современности, связанных с определенной деградацией моральных и нравственных ценностей. Должно отметить, что в нашей стране в этом направлении достигнут весьма важный, положительный результат. Поколение молодых людей воспитывается в духе святого почитания древних обычаев и традиций, основанных на любви, добре, милосердии и сострадании ближним.

Основу всякого гармоничного общества составляют подлинные семейные ценности, важнейшим фактором формирования которых, безусловно, является духовность. Супружеский союз, основанный на вере, несет на себе благодать чистого единодушия в решении жизненных проблем, нравственности, социальной сфере и воспитании детей.

В Республике Узбекистан делается очень многое по сохранению семейных ценностей и традиций. И в этом плане взаимодействие представителей различных религий видится очень перспективным. Эти вопросы всегда являются насущными. Здоровая во всех отношениях семья  основа здорового общества.

Отношение взаимопонимания и плодотворного сотрудничества между Русской Православной Церковью, мусульманским духовенством Узбекистана, государственной властью и обычными гражданами складывалось с давних времен. Мы можем данный факт назвать явным достижением и преимуществом, сохраняющим мир и согласие между различными народами.

Ташкентская и Узбекистанская епархия с момента своего образования насчитывает уже более 140 лет. Когда в 1872 году в Ташкент прибыл первый Туркестанский архипастырь Русской Православной Церкви Преосвященнейший Софония (Сокольский), он ехал сюда для служения с глубокими знаниями обычаев и традиций Востока, прекрасно владел арабским языком и толкованием Корана. Первый архипастырь Русской Православной Церкви здесь должен был быть именно таким — любящим и уважающим дружелюбный народ Востока. Святое Православие дало плодородные всходы на дружелюбной Среднеазиатской земле. Широта христианского учения не могла не найти благодатную почву в крае с большой и развитой культурой. Никогда, за все долгие годы существования Ташкентской и Узбекистанской епархии не было среди православных и мусульман никаких разногласий, ссор или нестроений.

Вспомним о том, что даже при самом начале утверждения Православия на Среднеазиатской земле, коренное мусульманское население исключительно радушно встречало русских тружеников-переселенцев, помогало пропитанием и вещами, поддерживало в нелегкое время первоначальной неустроенности. Власти демонстрировали веротерпимость, а люди — желание созидать храмы Божии, служить Богу и ближним. Факты истории  вещь конкретная. И они, например, свидетельствуют о том, что имперские власти не отменили привилегий мусульманского духовенства и знати, а за счет российской казны массовым тиражом был издан Коран, и весь тираж которого бесплатно раздали мусульманам. Русские люди принимали участие в реставрировании старинных мечетей и медресе. Известно, что на личные средства императора Александра III в Ташкенте была восстановлена знаменитая мечеть Джами. В свою очередь и мусульмане платили христианам добром на добро, гостеприимно принимая всех на своей земле, помогая на первых порах в хозяйстве, собирая деньги «на русские мечети», как именовало местное население православные храмы.

Ожесточение против религии, начавшееся в Средней Азии после революционного переворота 1917 года, в одинаковой степени обрушилось и на православных, и на мусульман. В Ташкент и другие города ссылалось многочисленное духовенство. Повсеместно местное население с горячим участием оказывало помощь ссыльным епископам, священникам и монашествующим. Помогали вещами, деньгами, продуктами, нередко укрывали от ареста, рискуя собственными жизнями. Ведь все это действительно было, нам этого никогда не забыть.

Ни для кого не секрет, что на протяжении тысячелетий Средняя Азия отличалась особым гостеприимством, душевной щедростью, несказанным радушием и, что самое главное,  межрелигиозной терпимостью. Это было во все времена истории. Может быть, именно поэтому Православие на древней земле Средней Азии получает постоянную поддержку, как местного населения, так и государственной власти.

Православная Церковь сегодня, как и во все прошедшие годы, всеми силами возделывает и продвигает среди народов дух подлинного мира, благодатного взаимодействия представителей различных религий, используя средства не политического, а духовного характера. Наша позиция состоит в том, чтобы религия не становилась поводом для разногласий и нестроений человеческого общества. Мы считаем, что именно духовность, воспитание нравственных ценностей, служат источниками понимания и согласия представителей различных вероисповеданий по злободневным проблемам современности.
Во всякое время православные верующие, проживающие на территории Средней Азии, были готовы к благоприятному и деятельному диалогу с приверженцами религии Ислама ради мирного сосуществования и созидательной деятельности всех народов. Чтобы, по примеру Господа нашего Иисуса Христа, явить любовь людям, Церковь Христова призывает все народы мира и всех лидеров к прекращению войн и вражды на религиозной почве.

Мы живем в одном общем, гостеприимном доме, нашем родном Узбекистане. Нам нечего делить, незачем питать в сердцах злобу. Государство занимается управлением обществом и заботится о материальном благосостоянии людей, духовная же сфера в собственном смысле предопределяет связь человечества с Богом, осуществляет нравственное воспитание общества на основе божественных заповедей.

Как люди относятся к Богу, так они будут относиться и к ближним, к обществу и к государству в целом. Безверие ведет к духовной и нравственной пустоте, к вседозволенности греха и порока. Вера же помогает воспитывать в людях самые светлые чувства истинного благочестия.

Именно поэтому Русская Православная Церковь выступает против войн тем более на религиозной основе, за мир, взаимопонимание, возможность для всех людей исповедовать близкую их душе религию, без экстремистских воззваний и призывов. Религия не может быть источником конфликтов в человеческом обществе, но должна стать поборницей мира, согласия и взаимопонимания.

В основе всех человеческих отношений должна лежать любовь. Любовь, сострадание, милосердие заповеданы нам Самим Богом. Всякое тщеславие, желание поставить себя выше других людей ведут к ненависти. Ненависть рождает злобу, духовный крах и смерть. Русская Православная Церковь выступает против всякого рода насилия над людьми. Ложные амбиции, заключаемые в утрированном самомнении, в том числе и религиозном, всегда ищут свой греховной корысти и не к чему доброму привести не могут. Хочу отметить, что подобные чувства чужды Православию и далеко отстоят от христианской веры.
Никакая религия не может и не должна оправдывать грехи. Ненавидящий ближних становится врагом самому себе, так как в злобе губит собственную душу. Невозможно угасить огонь огнем, победить ненависть злобой и яростью. Бог не творит войны, ссоры, убийства. Это делают люди, которые пребывают в грехе, в ненависти и озлоблении. Недаром еще преподобный Антоний Великий призывал: «Не допусти сердцу твоему сделаться непотребным, питая в нем злые помышления, постарайся сделать его благим. Взыщи благость и мир, стремись совершать все святые добродетели».

Русская Православная Церковь четко определяет свои позиции, как позиции мира и взаимопонимания между всеми народами, уважительного отношения к убеждениям представителей иных религий. Мы готовы вести конструктивный, доброжелательный и позитивный диалог. Для нас, православных, не допустимы ни межрелигиозная ненависть, ни религиозный фанатизм. Наши священнослужители и все православные верующие Узбекистана выступают за понимание, взаимное уважение и сотрудничество в решении глобальных проблем современного общества, в воспитании подрастающего поколения в духе высокой духовности и нравственности, в уважении к национальным обычаям и традициям, в неуклонном следовании высшим общечеловеческим ценностям, несовместимым с конфронтацией или религиозным противоборством.

Хочется особо отметить, что Правительство Узбекистана с уважением относится к религиозным чувствам всех верующих. Это конкретно видно на примере Ташкентской епархии. При поддержке Президента страны в Ташкенте был создан Духовно-административный центр, который действительно стал одним из самых ярких градостроительных сооружений Русской Православной Церкви. Дружба православных и мусульман исчисляется продолжительным временным сроком и являет пример плодотворного сотрудничества. Так побывавшая в Узбекистане делегация Всемирного Совета Церквей признала опыт православно-мусульманского содружества уникальным, образцовым и поучительным для всего мира. Будем же и дальше развивать и приумножать этот благословенный опыт. Тем более что в области нравственности и духовного воспитания общества, в сфере формирования семейных ценностей у нас много общего и немало еще стоит актуальных задач и плодотворных достижений.

Ташкентская епархия/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Ташкенте прошло заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа

В Ташкенте открылась выставка-форум «Радость Слова»

В Алма-Ате состоялась международная научная конференция, посвященная истории христианства на территории Центральной Азии

В Ташкенте откроется выставка-форум «Радость Слова»

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

Иерархи Русской Церкви приняли участие в прошедшем в Малайзии круглом столе на тему межцивилизационного диалога

Представители Церкви приняли участие в заседании Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир» в Куала-Лумпуре

Завершился визит председателя ОВЦС в Бахрейн

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Глава Синодального отдела по тюремному служению принял участие во Всероссийском семинаре по противодействию распространению экстремистской идеологии в местах лишения свободы

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви