Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

«Снять Патриарха»

'Снять Патриарха'
Версия для печати
23 апреля 2008 г. 12:19

Большинство из нас будут наблюдать за пасхальным богослужением, которое состоится в ночь на 27 апреля, по телевизору. О том, как происходит таинство трансляции православной Пасхи в прямом эфире, «Огонек» узнает у Алексея Светозарского, профессора Московской Духовной академии, чей голос мы слышим за кадром во время прямого включения из Храма Христа Спасителя на Первом канале.

― Алексей Константинович, откуда в Храме Христа Спасителя идет трансляция, где находится место комментатора?

― В Храме Христа Спасителя есть прекрасно оборудованная комментаторская кабина с большими мониторами и хорошо налаженной связью со всеми участниками процесса. Она находится в обходной галерее, рядом со входом в алтарь. Конечно, в других храмах такой роскоши нет. В Новодевичьем монастыре мы сидим в обычном кабинете, переоборудованном под студию. Как правило, я прихожу на место часа за три до эфира, чтобы проверить технику.

― Есть ли места, куда камеры ставить нельзя, алтарь, например?

― В алтаре тоже камера стоит. Некоторые моменты службы, например, начало крестного хода, показывают оттуда. Особых табу нет. Есть выработанные правила, например мы не прерываем комментариями саму Литургию, стараясь рассказать о происходящем заранее.

― А по каким канонам принято снимать Патриарха?

― Обычно Патриарха показывают, когда он произносит возглас. У комментаторов есть железное правило не перебивать Патриарха.

― Кто определяет, какую картинку сейчас передавать в эфир ― телевизионщики или священноначалие?

― Режиссер трансляции. Эта работа требует профессиональной оперативности. У режиссера есть примерный сценарий трансляции, по которому он определят, что показать в данный момент, но на самом деле все решается за несколько секунд. Например, если комментатор увлекся и стал рассказывать о чем-то постороннем, режиссеру нужно среагировать, подобрать похожую картинку, чтобы не нарушить целостность восприятия. Есть уже и какие-то отработанные приемы: когда происходят менее важные события, показывают облачение священнослужителей, выбирают интересных людей в храме.

― Например, президента и членов правительства. Это какое-то установленное съемочное правило, показывать первых лиц со свечкой?

― Нет, съемка первых лиц, президента и мэра вообще никак не регламентируется. Есть только один обязательный сюжет: президент, завершающий свой срок, обычно проводит Пасху где-то далеко от Москвы. Это очень трогательный момент, и мы долго обсуждали, как его давать, чтобы не отвлекать от богослужения. Все-таки это важно ― подчеркивать принадлежность к православной традиции. Мы стараемся делать это ненавязчиво.

― Получается, что характер трансляции целиком определяют телевизионщики. Есть ли правило, что операторы должны быть людьми воцерковленными?

― С момента первого прямого эфира Пасхи в 1998 году из Елоховского собора съемки ведет примерно одна и та же группа людей, так что с ходом службы все знакомы очень хорошо и настроены очень доброжелательно. Церковность людей, занятых на технической службе, ― их личное дело. А вот комментаторы работают по приглашению священноначальства. На Патриаршее богослужение должен благословить сам Патриарх. Происходит это перед службой: мы заходим в алтарь, берем благословение и Патриарх традиционно говорит нам несколько слов для ободрения, потому что все, конечно, очень волнуются.

― Профессия «церковный комментатор» появилась недавно. В чем ваша основная задача?

― Появление такой специфической фигуры сегодня очень востребовано. Мы пытаемся объяснить происходящее доступным языком. У нас в России очень сложное богослужение, доставшиеся от Византии, которое более или менее было понятно веке в девятнадцатом. Современного же человека всему нужно учить заново, переводить постулаты на русский язык. Если в первые годы я старался рассказывать как можно больше, надеялся удивить обычаями, традициями, где-то поразить своей эрудицией, то теперь пытаюсь говорить четко и кратко, чтобы людям становилось понятнее. Многие зрители вслушиваются в комментарии, пытаясь именно почерпнуть информацию.

― Почему нет комментаторов-священников?

― На радио многие комментаторы в сане. А на телевидении, как правило, комментируют светские люди, но близкие к Церкви. Просто так сложилось.

― Каким образом каналы получают право вести репортажи с главных богослужений? Кому-то достается столица, а кому-то неизменно глубинка. РПЦ разыгрывает тендер?

― Нет, тендера нет. Так сложилось исторически за эти 10 лет ― каждый канал выбрал себе приоритет. Например, вечерню перед Рождеством и Пасхой в 16:00 передает ТВ Центр. Первый и Второй каналы всегда передают ночное богослужение, утреню и торжественную Литургию. Ночью по традиции какой-нибудь канал дает трансляцию из одного храма или монастыря Московской области.

― А разрешается ли перебивать прямую трансляцию рекламой? Время-то самое «дорогое»?

― Рекламы во время трансляции не бывает. На Пасху обычно показывают один сюжет из Иерусалима и очень кратко ― путь, который проделал благодатный огонь до Храма Христа Спасителя. В последнее время каналы стараются после трансляции показывать какие-то добрые, семейные фильмы, чтобы сгладить переход к повседневности.

― Чего вы боитесь перед предстоящей трансляцией Пасхи?

― Самое сложное ― это первые минуты. После стандартного поздравления вдруг приходит мысль, что тебя слышат миллионы, в каком-то смысле ― весь мир. Начинается волнение, которое сложно преодолеть. А вот за техническую часть я не волнуюсь никогда ― все проходит именно так, как должно, с Патриаршего благословения.

Беседовала Елена Кудрявцева

«Огонек»

Другие интервью

Делай по силе и не считай своих добродетелей

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

Мы — одна семья, мы все — одно тело. Святейший Католикос Маланкарский о своем служении и межцерковном диалоге

Митрополит Дабробосанский Хризостом: «Действия киевских властей в отношении Украинской Православной Церкви — это неслыханно»