14 марта 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил открытие пленарного заседания I Калининградского форума Всемирного русского народного собора на тему «Рубежи Российской государственности: глобальные вызовы, региональные ответы». Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом.
Уважаемый Николай Николаевич, уважаемый Александр Дмитриевич, Ваше Преосвященство, дорогие отцы, братья и сестры, дамы и господа!
Хотел бы всех вас сердечно приветствовать на Калининградском форуме Всемирного русского народного собора.
Заявленная тема форума — «Рубежи Русской государственности» — пожалуй, нигде не звучит так актуально, как в Калининграде, на берегах Балтики. Здесь все дышит близостью границы, близостью других государств, близостью открытого моря, словом, близостью той черты, за которой кончается Русская земля.
Но рубежи России, как не раз говорилось на нашем Соборе, не сводятся лишь к географическому понятию, равно как и к заставам, пропускным пунктам, зонам таможенного контроля. Ведь Россия — это не просто государство со своими границами, законами и учреждениями. Это — страна-цивилизация, чьи пределы, миссия и смысл бытия определяются духовными ценностями, идеалами, историческими и культурными памятниками, святынями. Потому нашими рубежами являются и наши мировоззренческие установки, стоящие на страже нашей цивилизационной идентичности. Сердцевиной нашей цивилизации в социальном смысле является русский народ, главный созидатель Российского государства. В духовном же смысле такой сердцевиной, несомненно, является православное христианство, которое, собственно говоря, и сформировало единое централизованное большое государство на евразийском пространстве.
Православная традиция сохраняет в неповрежденном виде Богооткровенное учение, наполняет смыслом нашу жизнь и позволяет строить добрые отношения со всеми народами России и исторической Руси, с каждым, кто готов жить с нами в мире и взаимообщении.
И то, что Россия — это великое многонациональное государство, во многом определялось нравственными, духовными установками Православия, которое категорически препятствовало подавлению свобод всех тех, кто исповедовал другую веру. Православие всегда стояло на защите своего народа от различного рода внешней духовной агрессии, будь то тевтонские рыцари или какая-то более тонкая пропаганда иных взглядов, религиозных в том числе. Православие стояло на защите от так называемого прозелитизма, но никогда не подстрекало свой народ, не подталкивало его к тому, что бы он лишал свободы вероисповедания другие народы. И этот опыт веротерпимости был положен в основу формирования многонационального государства.
Знаем, что и сегодня, если посмотреть на катастрофу, которая происходит на братской Украине, во многом религиозные истоки нынешнего конфликта проявляют себя достаточно ясно. Велика ошибка тех политиков, которые игнорируют религиозный фактор в государственных делах. Как нередко он является созидающим и во многом решающим в формировании человеческой общности, так он может быть и разрушительным. И история об этом свидетельствует.
Роль Православия заключается в том, что Православная Церковь никогда не притесняла иноверцев, при этом строго и бдительно защищая свой собственный народ от любой духовной агрессии.
В свете вышесказанного Калининград является рубежом России вдвойне — сугубым рубежом, если использовать церковнославянский язык. Это и пограничная территория, анклав, выдвинутый далеко на Запад. Это и пространство особого духовного значения, находящееся в постоянном соприкосновении с иными мировоззрениями, иной историей и иными ценностями.
Невозможно не принимать во внимание, что этой землей почти семьсот лет владели германцы: сначала Тевтонский орден, затем Прусское королевство, Второй и Третий рейх. И только семьдесят лет Калининградская область принадлежит России. Этот факт оказывает серьезное влияние на весь исторический ландшафт, на сознание живущих здесь людей. Здесь присутствуют германские памятники, германский архитектурный стиль, германская топонимика и другие многочисленные следы иной культуры.
И нередко возникает соблазн строить идентичность живущих здесь людей на фундаменте этого наследия — наследия, прямо скажем, достаточно величественного.
Но отдавая дань уважения великим немецким архитекторам, скульпторам, ландшафтным дизайнерам и даже простым крестьянам, немало потрудившимся над преображением этого края, мы ни на минуту не должны забывать, что основой культуры являются не памятники, не камни, не дороги. Ее основой являются люди и те ценности, которые они исповедуют.
Мы не имеем права забывать, что многие достижения наших предшественников на этой земле были, к сожалению, сопряжены с неприемлемой для нас идеологией, которую условно можно назвать «натиском на Восток», которая вдохновляла еще крестоносных рыцарей, пришедших на поле перед Грюнвальдом и на лед Чудского озера. Эволюция этой идеологии завершилась появлением страшного учения, разделившего человечество на людей «высшей» и «низшей» расы. Мы хорошо помним самую кровопролитную в истории войну, в которой агрессор кощунственно прикрывался символом креста — этого поклоняемого ныне Животворящего Креста, на котором Спаситель принял смерть за всех нас, за людей всех народов, за то, чтобы каждый верующий в Него смог быть Его чадом и войти в Его Царство. И именно сегодня мы особенным образом, в соответствие с церковным уставом, поклоняемся Животворящему Кресту Христову.
И мы, и наши потомки еще долго будем задаваться вопросом: как могла произойти такая подмена ценностей? Пожалуй, одна из важнейших тому причин — это приоритет материального над духовным, горделивого ума над открытым Богу сердцем, жажды власти над смиренномудрием. Этот ложный приоритет подтачивал нравственную основу жизни многих народов и, в конце концов, привел к трагедии. Сегодня, в год 70-летия великой Победы, мы должны еще раз подчеркнуть: нам нельзя идти этим обманчивым путем, нельзя ставить земные ценности, особенно материальные, не просто выше ценностей духовных, надмирных, вечных, но и нивелировать эти духовные вечные ценности, оттеснять их на периферию под натиском исключительно материальных устремлений. Потому что эти духовные ценности придают земной жизни бесконечный смысл, предотвращая превращение человека в животного, как бы это животное ни обустраивало свое стойло. Человек без приоритета духовных ценностей превращается в животное, потому что разрушаются все табу, вырастающие из авторитета нравственного начала, заложенного Богом в человеческую природу.
Точно так же как нельзя камням, лежащим на этой земле, придавать большее значение, чем духовному состоянию людей, которые на ней ныне живут, так же нельзя и подчинять духовное измерение человеческой жизни исключительно материальным интересам.
В достижении Победы над нацизмом наш народ сыграл решающую роль не только в физическом, но и в духовном смысле. Веками стремясь жить по закону правды и добра, именно Россия предложила человечеству принцип равенства народов, без господствующих метрополий и угнетенных колоний. Со времени нашей Победы в 1945 году этот принцип получил признание во всем мире, стал подлинной общечеловеческой ценностью.
Семидесятилетие Победы совпадает с семидесятилетием Калининградской области, что глубоко символично. Калининградская область — это плод Победы, овеществленный ее результат, а калининградцы, может быть, в большей степени, чем все остальные граждане России, должны ощущать себя наследниками Победы. Область создавалась не только как стратегический форпост России, призванный навсегда предотвратить в будущем упомянутый выше «натиск на Восток». Но она должна стать и духовным форпостом России в Европе. Не регионом, более других подверженным западному влиянию, а регионом, более других готовым к диалогу с Западом и к привнесению в этот диалог наших духовных ценностей.
Полагаю, что сейчас наступил очень подходящий момент для такого честного диалога, включая совместные размышления о ценностях. Потому что некогда общехристианский фундамент Восточной и Западной Европы сегодня подвергается разрушению, в первую очередь в Западной ее части. Россия пока еще сохраняет духовный фундамент и, настаивая на важности духовных ценностей, поддерживая, в том числе в значительной мере культурной, а теперь и образовательной политики, имеет много что сказать нашим западным партнерам. И нам не следует ни бояться этого диалога, ни скрывать тех ценностей, которые вырастают из нашей традиции, из нашей столь непростой истории.
Говоря так, я вовсе не призываю отвергать западноевропейский опыт. И Петр Великий, и русский гений Михаил Васильевич Ломоносов, и наш земляк калининградец Андрей Тимофеевич Болотов, и тысячи других русских людей являют нам примеры того, что у Западной Европы можно и нужно перенимать очень много полезного. Впрочем, как и у других народов — японцев, китайцев, арабов, индусов, персов, которые внесли в сокровищницу человечества, если говорить обо всей истории, не меньше, чем европейцы. Но оставаясь открытыми к научному и технологическому взаимодействию, к опыту материального и бытового устроения, мы не должны поступаться своими духовными ценностями, сохраняя православную веру и наше национальное самосознание. А это возможно, только если мы будем твердо придерживаться приоритета духовных ценностей.
Необходимо твердо и безоговорочно сказать: Калининградская область — это русская земля, которая по праву принадлежит нашему народу, семьдесят лет назад понесшему огромные, ни с чем не сравнимые и ни с кем не сравнимые жертвы не только за освобождение своей страны, а за спасение всех народов мира, в том числе немецкого народа от самоубийственной гитлеровской идеологии. Необходимо и в плане материальном, и в плане историко-архитектурном обустраивать эту землю как русскую, не забывая и не отталкивая, но и не подчеркивая особенным образом, как это иногда кто-то делает здесь, в Калининграде, пласт германского наследия. Нужно обратить особое внимание на исторические памятники русской воинской славы, которыми изобилует калининградская земля еще со времен Семилетней войны и противостояния с Наполеоном, равно как и на памятники Первой мировой войны и, конечно, Великой Отечественной.
Надо постараться создать здесь русский архитектурно-культурный ландшафт, выражающий нашу национальную традицию и наши духовные ценности. Ярким примером такого подхода является храм Христа Спасителя — духовная и архитектурная доминанта Калининграда, воплощение воли тысячи местных жителей, отдавших строительству и свой труд, и свои пожертвования, и свои молитвы и свои таланты. Необходимо шире использовать традицию нашей национальной архитектуры, русского дизайна для обустройства города и сел региона. Причем не нужно создавать какие-то копии старых памятников, которые в нынешних условиях превращаются в некий кич. Нужно строить новое, но не порывать со своей культурной традицией.
Это, безусловно, не исключает синтеза с иностранными достижениями, поскольку в нашей истории уже были такие явления, как русское барокко или даже сибирское барокко. Стиль, рожденный в Средиземноморье, был творчески преображен и буквально «национализирован» русскими зодчими.
И замечательным примером творческого восприятия западных влияний является Санкт-Петербург, который внешне выглядит как западноевропейский город. И даже храмы построены в западноевропейских стилях. Но это наш русский, российский город и православный город. Именно так он и задумывался Петром, и так оно и случилось. Петербург никогда не попадал в культурный и духовный плен от иностранцев и от иных культур. При этом творчески впитывая в себя культурные примеры из-за рубежа.
Главным критерием для подобного синтеза пусть будет уже упомянутый приоритет духовных национальных ценностей над заимствуемыми материальными. Сегодня мы живем в эпоху глобальных вызовов, которые брошены не только России, но и всей христианской Европе, как я уже сказал. Мы видим, что сегодня в одной стране за другой обрушиваются основы нравственности, базовые понятия о добре и зле, пороке и добродетели, на смену христианской нравственности идет гедонистический культ, в жертву которому приносится и семейная верность, и жизнь не рожденных младенцев, и сама природа человека. Это очень серьезный вызов, который Западная Европа не сумеет преодолеть в одиночку. Очень многие на Западе уже понимают всю опасность происходящих событий в западноевропейских странах. И снова, как в былые времена, может быть, потребуется и миссия России, осуществляя которую, мы станем не подражать и заимствовать, а свидетельствовать о сохраненном понимании Бога, нравственности, семьи, народных судеб, человеческой жизни и ее смысла. Придти на помощь всей России и другим народам — миссия Калининградского региона, находящегося на рубеже цивилизации, быть не просто оборонительным рубежом, не просто заградительным щитом России, хотя и это важно, но творческой лабораторией синтеза материальных культур и притягательным маяком в духовной жизни. Если возник такой русский анклав в центре Европы посреди народов западной культуры, то он должен стать островом нашего свидетельства о тех христианских ценностях, которым остался верен наш народ. Нет никаких сомнений в том, что это свидетельство найдет широкий отклик среди соседних народов и послужит обращению к нашим общим корням, корням христианским.
Это великая историческая задача, которой надо соответствовать и ради которой нужно ежедневно совершать свой внутренний подвиг. Выражаю надежду, что калининградцы — потомки героев, совершивших подвиг в битве с нацизмом, — будут достойны своих предков и смогут должным образом ответить на вызовы времени, и выполнят новую миссию, возложенную на них Промыслом Божиим.
Благодарю вас за внимание.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси