Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 25 апреля 2015 года.
Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, Христос воскресе!
Поговорим сегодня об отношениях православных христиан и мусульман. Несколько дней назад в Казани состоялся круглый стол, посвященный 1000-летию со дня преставления святого равноапостольного князя Владимира, и это мероприятие имело такую тему: «Церковь — община истины, открытая к диалогу и добрососедству. Восточно-православная цивилизация и ее отношения с цивилизацией ислама: правовые, государственные, экономические, культурные аспекты». Не случайно, конечно же, такая тема была поднята именно в Казани. В заседании круглого стола участвовали представители органов государственной власти республики, исламского духовенства, разных национальных и культурных объединений, общественные деятели, участвовал митрополит Анастасий, который уже многие десятилетия является в Татарстане правящим архиереем, участвовали молодые люди. После этого круглого стола была очень интересная беседа со студентами. И многие отмечали в ходе дискуссий, что в Татарстане, как и в России в целом, сложилась уникальная модель взаимоотношений православных христиан и мусульман.
Мы не пытаемся изменить и переделать друг друга — ни силой, ни хитростью, ни пропагандой, ни средствами прозелитизма, то есть настойчивых и подчас нечестных попыток обратить других в свою веру. Русская Православная Церковь считает себя общинной истины. Точно так же об истинности своего вероучения говорят мусульмане. Мы понимаем, что богословски мы серьезно расходимся, хотя исповедуем единобожие, веру в Творца, очень важные нравственные принципы. Тем не менее, мы понимаем разницу в вероучениях, которая существует и вряд ли когда-нибудь окажется преодолена. Отвергая любые попытки смешения вер или приведения разных религий к «общему знаменателю» секулярных ценностей или утилитарной земной пользы, мы остаемся открыты к взаимодействию и такое взаимодействие в течение многих веков поддерживаем. Мы прекрасно знаем, как мусульмане, которые являются неотъемлемой частью России, отстаивали интересы Отечества и в периоды сложных исторических перипетий, и во время войн, и во время мирного строительства, и тогда, когда страна поднималась, восстанавливалась, возрождалась после лихолетий смут и браней. Православные христиане и мусульмане в России всегда были вместе, и так происходило в значительной степени потому, что православная цивилизация и цивилизация ислама имеют во многом близкие — часто общие, попросту одинаковые нравственные ценности.
Сегодня, конечно, нашему мирному совместному житию бросаются серьезные вызовы. Есть организации, члены которых именуют себя лучшими последователями ислама и жестко пытаются заставить людей жить согласно их диктату — без воли на то самих этих людей. Для того, чтобы переломить эту волю, используются средства террора, средства крайнего экстремизма, средства запугивания, средства информационного давления. Таким попыткам лишить людей их свободы, заставить их поступать не так, как они хотят, нужно поставить самый серьезный предел. И поэтому и православные христиане, и мусульмане сегодня вместе противостоят террору и экстремизму, который прикрывается религией. Известно, что лидеры традиционных исламских общин России стоят на переднем крае борьбы с псевдоисламским экстремизмом. Многие из этих лидеров оказывались жертвами такой борьбы, многие из них постоянно получают угрозы, но эти люди, как, уверен, и большинство российских мусульман, как раз понимают, что сегодня угроза псевдорелигиозного, псевдоисламского экстремизма и терроризма — это одна из самых страшных угроз и для всего мира, и для России, и для общего исторического пространства, которое объединяло веками и сегодня объединяет многие народы, которое включает страны Центральной Азии, сегодня испытывающие наиболее серьезную угрозу со стороны экстремистов и террористов.
Мы стояли рука об руку в годы Великой Отечественной войны, 70-летие Победы в которой мы очень скоро будем праздновать. Мы будем вместе, стоять — рука об руку — и перед лицом современных угроз, будь то псевдоисламский терроризм и экстремизм или попытка со стороны западной цивилизации заставить нас жить не по нашим правилам, не в согласии с нашим собственным выбором.
Как уже было сказано, православная и исламская цивилизации очень близки по многим своим общественно значимым установкам. И об этом не нужно сегодня бояться, стесняться прямо говорить.
У нас общие — или по крайней мерее очень близкие — представления о том, как должно быть устроено право в его философском и мировоззренческом основании. Мы говорим, что право — это не только общественный договор, это не какие угодно нормы, которые придумали, по поводу которых договорились люди. Право должно отражать высшую, Божию правду. Если закон этой высшей, Божией правде противоречит, если он отвергает, разрушает заложенные Богом в природу человека этические нормы, он перестает быть законом, он становится беззаконием. Такое суждение, конечно же, неприемлемо для тех, кто считает, что право — это все что угодно, если люди об этом чем-то договорились, а потом проголосовали за это. Тем не менее, мы продолжаем настаивать на том, что Богом данная мораль, Богом данная правда должны быть первейшим основанием права. И в этом голос православных христиан и мусульмане очень созвучен.
У нас во многом похожий взгляд на экономику — мы видим те несправедливости, которые сегодня происходят в мире, и очень ясно понимаем, что в области хозяйственной деятельности, в области финансовых и товарных отношений должна присутствовать умеренность, должна присутствовать та самая Божия правда, которая, по мнению мусульман и православных христиан, не может не присутствовать и в законодательстве. Мы видим неправду ситуаций, в которых деньги делают деньги — часто без всякого приложения человеческого труда, через манипуляции, которые производят уже даже не банковские клерки, а компьютерные программы, в полном отрыве от труда. И в настоящей христианской, и в исламской традиции осуждается ростовщичество. Мусульмане сегодня более последовательны в его отвержении, православным христианам, возможно, стоит тоже обратить в будущем свое внимание на то, что ростовщичество — это вещь как минимум глубоко нравственно сомнительная. Но и в православной традиции, и в мусульманской традиции присутствует понимание того, что деньги, которые сделаны другими деньгами, которые делаются попросту из воздуха, деньги, оторванные от труда, от материальных ценностей, созданных трудом или данных нам Богом, — это деньги, которые всегда сделают несчастными и человека, и общество.
У нас во многом общий взгляд на то, как должны быть устроены государство и общество. И православные христиане, и мусульмане всегда выступали за сильную централизованную власть. Такая власть должна чувствовать ответственность не только перед людьми, но и перед Богом. Она должна иметь возможность сказать «нет» и внешнему давлению, и пожеланиям элиты, и даже мнению целого народа, если она чувствует, что те или иные мнения в том числе мнение толпы, противоречат Божией правде. В то же время и в православном, и в мусульманском понимании власть должна прислушиваться к народу, советоваться с народом, слушать одновременно Бога и людей, не отбрасывать ни Божий голос, ни голос народа — которые, впрочем, увы, не всегда совпадают. Власть должна быть справедливой, власть должна быть одухотворенной, власть должна заботиться о людях, а не просто быть техническим управителем — не столько людей, столько денег и иных материальных ресурсов. Вот это понимание явственным образом присутствует и в православной, и в мусульманской религиозной и общественной традициях.
Наконец, в обеих цивилизациях есть ясное понимание того, как важна строгость нравов в семейной жизни, в отношениях полов, в публичном пространстве, в культуре. Если человек в одной из этих сфер проявляет себя греховным образом, расковывает свои страсти, раскрепощает их, он всегда будет несчастен, потому что страсть — это страдание, потому что отсутствие нравственного самоконтроля и общественного контроля за нравственностью приводит к тому что человек неизбежно порабощается страстями, и тогда общество распадается, распадается семья, распадается внутренняя целостность человека, распадается его духовный мир. Об этом говорит мудрость веков, об этом говорит и богопросвещенная мудрость. Православные христиане, как и мусульмане, помнят об этой мудрости и стараются предупреждать людей, что, поступая вопреки ей, они обрекают себя на рабство нечистому духу — вовсе не на свободу, а именно на рабство. Мы говорим человеку: «Рабство собственным страстям погубит и тебя, и окружающий тебя мир, если он также будет развиваться по закону этих страстей».
Сегодня православные христиане и мусульмане призваны вместе свидетельствовать о своем понимании общественных проблем, ничего не страшась и ни перед кем не заискивая. Нам нужно и на международных площадках, и в рамках общенациональной дискуссии в тех странах, в которых мы живем, — в частности, на пространстве исторической Руси, — свидетельствовать о наших ценностях, о вечной правде, которая должна утверждаться, даже если какие-то влиятельные или интеллектуально агрессивные круги считают, что этой правде больше не место на земле. Она должна утверждаться для того, что бы наши сообщества, наши цивилизации, люди, составляющие их, действительно чувствовали свою связь с вечными ценностями.
Очень важно в этом контексте образование, в том числе образование школьное. Известно, что родители — и именно они — имеют право выбирать, какое мировоззрение должно преподаваться в школе их детям. Может быть, изучение математики и физики является обязательным, но мировоззренческое образование, а тем более воспитание, определяется каждой конкретной семьей. И очень хочется надеяться, что православные христиане и мусульмане в России, на Украине и в других странах осознают: школьное образование должно соответствовать тому мировоззренческому выбору, который делается родителями в семье. Не нужно пытаться загнать всех в какие-то общие курсы, удобные для людей, привыкших жить в советских условиях, в условиях вакуума активной религиозности. Тех условий больше нет, вакуум обязательно чем-то заполнится. И, поскольку он может заполниться самыми черными псевдорелигиозными силами, в том числе экстремистами и террористами, что уже и происходит, этот вакуум особо опасен. Сохранение этого вакуума приведет к катастрофе.
Именно поэтому сегодня нужно, чтобы и в Татарстане, и в Башкортостане, и в других местах, где в образовательной системе до сих пор сохраняется вакуум возможности предоставления мировоззренчески активных знаний о религии, этот вакуум был бы наконец устранен. Иначе знания о религии обязательно будут передаваться на рынках, в полуподпольных общинах, в разного рода сектах, что, как уже было сказано приведет — может, по крайней мере, привести — к самой настоящей катастрофе.
Человек, знающий свою веру, знающий глубоко собственную религиозную традицию, имеет сильнейший иммунитет перед любыми религиозными или псевдорелигиозными новообразованиями, которые могут столкнуть друг с другом людей разных вер, в том числе православных христиан и мусульман, и людей разных национальностей. Именно поэтому сегодня нужно позаботиться о том, чтобы люди воспитывались в своей религиозной и нравственной традиции и, будучи укоренены в этой традиции, помнили, что каждая из них предполагала очень вдохновляющую способность жить друг с другом в мире — как это веками происходило в Татарстане и во всей России, так же, как и во многих других частях мира, где, к сожалению, сегодня мирная совместная жизнь людей разных религий и народов подчас кончается.
Да не будет этого у нас. Дай Бог, чтобы мы всегда могли хранить не только мир, а и настоящее братство — братство народов, братство верующих разных религий, братство, которым всегда была сильна и, надеюсь, будет сильна Россия, так же как и вся историческая Русь, все наше общее пространство, объединяющее людей разных народов, остающихся при всех различиях очень близкими друг другу.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru