В интервью газете «Труд» председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал об издании 15-томного собрания сочинений протоиерея Александра Меня.
— Издание формально приурочено к 80-летию со дня рождения и 25-летию со дня гибели протоиерея Александра Меня. Но более важным «поводом» представляется то, в каком духовном состоянии находится наше общество, достигшее драматического перепутья и нуждающееся мудром напутствии.
— Четверть века назад трагически оборвалась жизнь отца Александра Меня. Тайна его гибели не раскрыта до сих пор. Чтобы понять его личность и правильно оценить его творческое наследие, необходимо вспомнить время, в которое он жил.
В ХХ веке наш народ прошел через невиданные испытания — революции, войны, жестокие гонения на Церковь, которые явили миру тысячи новомучеников и исповедников. В основе идеологии Советского Союза был атеизм. Миллионы людей воспитывались на «научной» картине мира, а вся сфера, связанная с религиозными переживаниями и запросами человека, была объявлена мракобесием.
Отец Александр вырос в верующей семье. И это во многом определило его жизненный выбор. Решение стать священником он принял в юном возрасте. В иерейский сан был рукоположен в 1960 году, в разгар хрущевских гонений. И тридцать лет отдал служению Церкви. Люди, знакомые с отцом Александром отмечали его удивительные качества — открытость, дружелюбие и доброту. Благодаря его трудам много людей приходило к Богу. А ведь Церковь для советского человека была совершенно непонятна. Государственная идеология называла религию «опиумом для народа». И вот к таким советским атеистам 60-80-х годов ХХ века и пошел со своей проповедью отец Александр Мень.
Собрание сочинений, которое готовится к изданию, открывает его самая известная книга «Сын Человеческий». Эту книгу отец Александр Мень написал в достаточно молодом возрасте — в 23 года, а потом в течение многих лет ее дорабатывал.
Если говорить о его служении, то он оставил о себе память как о человеке, который много трудился на ниве Христовой, свидетельствуя окружавшим его советским современникам о любви Бога к своему творению. Плодом его пастырских трудов является значительное литературное наследие, которое можно собрать в единый корпус и в дальнейшем изучить.
— Кому адресовано издание?
— В первую очередь это люди, которые ищут Бога, а также его духовные чада, которые помнят отца Александра: его проповеди и пастырские советы. В Церкви много людей, кто пришел к Богу через общение с отцом Александром, через чтение его книг, кто сохранил чувство переживания от общения с батюшкой. Именно они выступили с инициативой выпустить полное собрание трудов отца Александра.
— Уже сейчас труды отца Александра можно найти в Интернете, где они размещены благодаря фонду его имени. Но новое издание, надо полагать, будет отличаться более тщательной научной и редакторской подготовкой. Планируется ли выведение и его в Сеть?
— Все материалы, подготавливаемые к изданию, являются собственностью названного вами фонда. Фонд и должен принимать решение о доступности нового издания в Интернете.
— Отношение к воззрениям отец Александра и при жизни было весьма неоднозначным. Многие деятели Церкви до сих пор настроены по отношению к нему достаточно критически. Означает ли издание его трудов с благословения Патриарха окончание дискуссии вокруг его взглядов и убеждений в церковной среде?
— Действительно, отца Александра критиковали за чрезмерное увлечение инославным богословием, за некоторые толкования Священного Писания, которые не были в русле святоотеческой традиции. Его биографы отмечают с одной стороны его широкую эрудицию, любовь к истории, литературе, философии и научному знанию, с другой стороны указывают на недостаточность его богословского образования. В семинарии и духовной академии отец Александр учился заочно. Но Церковь всегда допускала излагать человеку его богословское мнение по какому-либо вопросу. Мнения отца Александра также могут быть изложены и соответственно обсуждаемы православным обществом. Не все одинаково принимают их, но это не означает, что его труды не должны быть издаваемы. Полемика может продолжаться. Издание посвящено памяти отца Александра и выходит в свет не с целью снять дискуссию.
— Когда отец Александр писал свои сочинения, и время, и страна были совсем иными. Некоторые деятели Церкви убеждены, что его труды в значительной степени устарели. Что Вы могли бы им возразить?
— Действительно, за минувшие 25 лет произошли огромные перемены в жизни общества, а главное в сознании людей. Распался Советский Союз, а с этим канула в лету атеистическая идеология. Церковь сегодня свободно осуществляет свою миссию — несет Слово Божие, благую весть людям. Открыты, восстановлены и построены тысячи храмов. Наверное, все эти перемены очень обрадовали бы отца Александра. Но в то же время у нашей эпохи — новые вызовы. Они связаны с идеологией потребления, массовой культурой, падением уровня школьного и вузовского образования. Мы видим, что люди, принимают крещение, а потом не ходят на богослужения, не участвуют в таинствах, остаются в лучшем случае «захожанами». Время от времени возникают протесты против строительства храмов, а их в той же Москве по-прежнему не хватает. Будь жив отец Александр, он бы на все эти события откликался в своих проповедях и выступлениях. Устарели или не устарели его труды — будут решать читатели. Для многих его сочинения стали ступенькой к храму и чтению трудов святых отцов, к углубленному изучению истории Церкви.
— Отец Александр обладал обостренным чувством времени, умел говорить с людьми о том, что их более всего волновало в данный момент. Какие темы, на ваш взгляд, он счел бы наиболее острыми сегодня?
— Несомненно, что отец Александр продолжил бы заниматься библеистикой, историей Церкви, философией, но учитывая проблемы жизни современного российского общества, он бы не прошел мимо вопросов демографии и семейной жизни христианина.
Газета «Труд»/Патриархия.ru