Лауреатами Патриаршей литературной премии 2024 года стали Владислав Артемов, Владислав Бахревский и Виктор Кирюшин. В интервью «Литературной газете» председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о произведениях этих авторов, которые можно порекомендовать для семейного чтения.
— Ваше Высокопреосвященство, недавно все мы узнали имена лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: Владислав Артемов, Владислав Бахревский, Виктор Кирюшин. Патриаршая литературная премия для многих современных читателей компас в мире литературы: если писатель стал лауреатом, обязательно надо почитать его книги. Текущий год объявлен Годом семьи. Можно ли что-то из написанного лауреатами этого года порекомендовать для семейного чтения?
— С уверенностью говорю: да. Есть произведения, которые может читать вся семья даже с малышами, дошкольниками. Есть то, что можно прочитать вместе с подростками.
— С каких произведений Вы посоветуете начать знакомство с авторами?
— Спасибо за этот вопрос. Он очень правильно поставлен. Первое впечатление имеет большое значение. Чтобы возник интерес к дальнейшему чтению произведений какого-либо писателя, нужно, чтобы в самом начале какие-то строки заинтересовали, оказались близки, отозвались в уме и сердце. Образно говоря, некие мысли автора или сюжеты могут заставить задуматься, как-то задеть и даже вынудить вступить в мысленную дискуссию. Главное — они должны вызвать отклик.
Я предложил бы для первого чтения произведений лауреатов с дошкольниками и младшими школьниками стихотворения Владислава Бахревского «Я догадаться не могу», «Вы мечтали о морозе?» (оба названия по первой строчке) из книги «Тимошины чудеса: зима!» и Виктора Кирюшина «Длинный день», «Приметы», «Скворечник». Подросткам — стихотворение Владислава Артемова «Свобода».
— Во всех трех случаях стихи? Почему именно их?
— Виктор Федорович Кирюшин известен как поэт — думаю, здесь все очевидно. Владислав Владимирович Артемов, пожалуй, в равной мере поэт и прозаик. Владислава Анатольевича Бахревского знают в первую очередь как прозаика, но есть и стихи, написанные им.
Почему стихи? Основных причины две. Во-первых, в наши дни поэтам еще труднее издать свои произведения, чем прозаикам. Поэзия не может быть просто развлекательной, для чтения нужно в какой-то мере сотворчество, усилия сердца, ума, души. Не каждый к этому готов, потенциальная читательская аудитория прозаиков больше. И хочется подчеркнуть: все лауреаты Патриаршей литературной премии пишут стихи, современная поэзия получила поддержку. Пусть юные читатели знакомятся с хорошими современными стихами.
Во-вторых, именно поэзия может в нескольких строчках передать что-то важное. Знакомство со стихами — это в какой-то мере всегда соприкосновение внутренних миров автора и читателя. Прочитать стихотворение — дело нескольких минут или секунд. И если сердце на него откликнулось, хочется и еще что-то прочитать, клубочек разматывается, знакомство с произведениями писателя приобретает все новые грани.
Важный момент еще: ребенку стихотворение понравилось — он легко его запомнил. И потом оно вспоминается, и вспоминается имя автора, интерес развивается.
— Что в названных Вами стихотворениях особенно заинтересует юных читателей? Как Вы считаете?
— Процитирую строки Владислава Бахревского:
Основное достоинство этого стихотворения в том, что оно очень достоверно детское: ребенок мог бы так думать, говорить, спрашивать, у ребенка могло бы быть столько вопросов одновременно зимним ясным днем. Когда читаешь эти строки, настроение улучшается. Уверен, что юным читателям передается радость ясных зимних дней.
Вот еще замечательное стихотворение:
Так видеть, воспринимать зиму могут дети. Такие строки им легко выучить, потому что они буквально сами запоминаются, без усилий. Хорей нередко становится ритмом стихотворных сказок.
Родители лучше знают своих детей. В одной семье все вместе поговорят на доступном детям уровне о премии, писателях, их таланте и все вместе почитают стихотворения. В другой — когда будут рассматривать, например, фотографии, сделанные зимой, одновременно прочитают эти стихи. В третьей — вспомнят о них, когда начнутся холода и захочется с ребенком почитать о зиме.
— Мы начали со стихотворений о зиме…
— Мои советы — не только на ближайшие дни. Мы говорим о семейном чтении вообще, а не только о чтении, например, в летние каникулы. Поэтому считаю правильным говорить о разных стихотворениях. Если же о летних, можно посоветовать стихотворение Виктора Кирюшина «Длинный день»:
Починили будку Дику,
Мы еще искали дело —
Здесь хорошее знание детской психологии: это взрослые устают и сетуют, что дел слишком много, дети действительно нередко ищут для себя еще чем заняться, особенно когда спать ложиться не хочется. Поэт не утратил способность видеть все глазами ребенка. День у него сложился из чередования разных событий, впечатлений из жизни детей. Вспомните себя в детстве: настоящее лето именно такое, не правда ли? А еще это ненавязчивый совет читателям, как можно хорошо провести день: помогать взрослым, делать что-то по силам, не забывать про сезонные радости — и на все хватает времени и энергии. Об этом и взрослым бы вспомнить, особенно тем, кто считает, что детей не нужно привлекать к домашнему труду. Обязательно нужно. И труд может быть в радость, особенно если сочетать его с летними забавами.
— В стихах Виктора Кирюшина для детей есть дидактическое начало?
— Не во всех, а в некоторых. Стихотворения для детей нередко содержат советы. Это особенность стихов не только Виктора Кирюшина. У него же стихотворение остается замечательным в художественном отношении и при этом ненавязчиво подсказывает юным читателям что-то полезное. Например, стихотворение «Скворечник»:
Отмерим, отметим,
В добротном и новом
С утра и до ночи
— Новые знания можно тоже получить с помощью стихов? Или для этого все же открываем энциклопедию?
— Пусть стихи и энциклопедии дополняют друг друга. Все же, между ними не совсем правильно ставить знак равенства, но в них есть поучительное. Вот, например, стихотворение Виктора Кирюшина «Приметы»:
Если рамы
Это не только знания. Это и развитие наблюдательности: присмотрись к природе, присмотрись к домашней любимице кошке — и научишься сам узнавать, какая будет погода.
Безусловно, те, которые я назвал стихотворения, это только отдельные примеры. У Виктора Кирюшина гораздо их больше, и их следует читать, учить наизусть вместе с детьми, внуками, крестниками.
— Для подростков Вы рекомендовали стихотворение Владислава Артемова «Свобода».
— Приведу его полностью, оно совсем небольшое:
В лесу им было весело вначале,
Всего девять строк, но как много в них смысла, мудрого предостережения — для тех, кому еще не поздно остановиться и не идти по сомнительному пути. Как часто свобода оказывается псевдосвободой, иллюзией, а по факту — зависимостью от чего-то отнюдь не полезного и даже пагубного. Как часто настоящим благом для людей было как раз то, от чего им разного рода революционеры настойчиво предлагают освободиться. Вспомним призывы большевиков «разрушить все старое до основания». И почти все разрушили, и только Церковь и верующая интеллигенция ценою тысяч жизней и стойкостью новомучеников спасла нашу веру и культуру. А возьмите западопоклонников 90-х годов, что они сделали с Россией, с нашей культурой?.. Свобода от норм морали разве стали для нас благом?
Владислав Артемов пишет: «Сады пьяны свободою и волей». Именно пьяны, т. е. в том состоянии, когда все воспринимается искаженно. Не так ли и люди порой стремятся к так называемой раскрепощенности, не понимая, насколько их представления о ней ошибочны.
За садовыми деревьями ухаживают, им дают возможность расти в подходящей среде, многие годы специалисты экспериментируют, выводят новые сорта — поэтому яблоки бывают такие вкусные, такие крупные, такие разные. Человека тоже растят, воспитывают, взращивают в определенных условиях, прилагая немало сил. Условия эти предполагают и ограничения.
Как яблони в строках Владислава Артемова потянуло к ничем не ущемляемой свободе, так и люди нередко начинают считать, что они стеснены чем-то, что им надо стать более независимыми. Те и другие не задумываются, что с ними станет в новой обстановке. Сначала может показаться, что все весело и радостно. Но в лесу у яблонь редели и мельчали цветы, а люди в условиях свободы от норм морали обретают мнимое приволье, сомнительные ценности, не лучший образ жизни.
— Вы полагаете, что стихотворение наиболее актуально для подростков?
— Оно актуально и для подростков, и для их родителей. Отрочество, юность — время, когда человек нередко бунтует против многого. Авторитет родителей и учителей под большим вопросом, все, что вкладывалось семьей, школой, подвергается сомнениям или отвергается. Опыт предыдущих поколений объявляется устаревшим. Разумеется, в разных семьях, у разных подростков степень выраженности этого неодинакова. Но подобные трудные времена в какой-то мере переживают почти все. И в это время юных людей тянет что-то новое пробовать, что-то нарушать. Хочется свободы — не очень понятно, от чего именно? И при этом не осознаются возможные последствия.
Но и современные родители порой после прочтения некоторых статей, общения с советчиками всех мастей начинают предоставлять своим детям ту самую свободу — от всего подряд. Люди не задумываются, что ребенок, пусть ему и 12 лет, к свободе просто не готов. Так устроена его природа. Родители же не задумываются о том, к каким последствиям может привести излишний простор в действиях для подростка. Он еще юный и неопытный человек, а желающих воспользоваться в своих целях его свободой непорядочных людей в мире немало, и интернет заполнен такими ловцами юношей и девиц. А последствия для самих подростков могут быть страшными.
Так что стихотворение полезно и родителям, и подросткам. Можно это стихотворение просто «забыть» на столе, чтобы «совершенно случайно» попалось подростку на глаза. Оно маленькое — прочитает. Очень надеюсь, что задумается.
Я еще раз подчеркну: все три лауреата Патриаршей литературной премии — авторы многих замечательных произведений. Я сегодня говорил только о тех их стихах, с которых советую начать семейное чтение, а как оно продолжится — решать каждой семье, каждому человеку в зависимости от возраста, интересов, образования. В книге Притчей Соломоновых говорится: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:25). Современных родителей это может повергнуть в шок — разве можно так с детьми? Нет, я не призываю вернуть в школы телесные наказания. Я призываю понять широко этот библейский совет. Оглянитесь, посмотрите на историю человечества. Все, с кем были строги их родители и наставники, все стали впоследствии серьезными и основательными людьми, внесшими серьезный вклад в копилку мудрости и достижений человеческой мысли. А те, кому во всем потакали — вспомните Митрофанушку из «Недоросля» Д.И. Фонвизина. Там это комично, а в жизни часто бывает не до смеха.
Беседовала Виктория Курицина
***
Патриаршая литературная премия вручается с 2011 года. За прошедшее время ее лауреатами стали Владимир Крупин, Олеся Николаева, Юрий Лощиц, Алексей Варламов, Борис Тарасов, Юрий Кублановский, Михаил Тарковский, Николай Зиновьев, Светлана Кекова и другие авторы. Премию организует и проводит Издательской Совет Русской Православной Церкви. Церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии проходит в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.
Издательский Совет/Патриархия.ru