Архиепископ Филипп — председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви, Ректор Полтавской миссионерской духовной семинарии. В своем интервью сайту Архиерейского Собора владыка Филипп делится своими размышлениями о церковной миссии среди молодежи и о том, что делать, чтобы молодой человек нашел свое место в Церкви.
— Владыка, в чем, на Ваш взгляд, заключается смысл миссии среди молодежи?
— Молодым людям должно быть предоставлено право выбора: как им жить, во что им верить, какой точкой отсчета пользоваться. Совершенно ненормально, когда молодежь получает в светской школе информацию только и исключительно одного направления, информацию, совершенно игнорирующую иные точки зрения. Молодой человек должен учиться думать. Церковь, стремясь ввести в светской школе преподавание дисциплин христианского содержания, поступает вовсе не агрессивно, — просто мы хотим, чтобы атеист был атеистом информированным и убежденным, а верующий верил бы осознанно и трезво.
— Нет ли здесь опасности превращения молодых людей в фанатиков, чего так боятся иные представители светской общественности?
— Имея возможность выбирать, юноша или девушка вряд ли станут религиозными фанатиками или полуневерами-полуязычниками, как это подчас случается до сих пор. С другой стороны, молодой человек никогда не сможет стать настоящим гражданином с большой буквы, не ощущая причастности к культуре и истории своей Родины, Без этого формируется личность больная, глубоко поврежденная, вырастает духовное растение, не имеющее почвы и потому не приносящее достойных плодов. Страшно ведь, когда граждане страны говорят «в этой стране» вместо «у нас в стране» или «на моей Родине».
Всякий вектор развития личности предусматривает точку отсчета. Такой точкой, по моему глубокому убеждению, является источник отечественной истории, культуры и ментальности — христианство. Потому преподавание основ православной культуры или христианской этики в контексте национальной культуры является верным способом воспитания в молодых людях чувства любви к Родине, к своей культуре, поскольку без этого невозможно представить себе будущее страны.
— То есть педагогика должна стоять на христианских основаниях?
— Педагогика, как наука и способ детоводительства, не может быть представлена без христианства. Константин Ушинский совершенно справедливо, хотя и жестко, писал: «Современная педагогика выросла исключительно на почве христианской, и для нас нехристианская педагогика — вещь неимоверная, обезглавленное чудовище и бесцельная деятельность». Тот же великий педагог заметил: «Все, чем человек, как человек, может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитателю остается только прежде всего и в основу всего укоренить вечные истины христианства». Потому мы можем сказать, что наша христианская миссия — это педагогика в собственном смысле этого слова — детоводительство ко Христу.
— Владыка, часто церковные молодые люди жалуются на то, что им неуютно в приходе; они не могут почувствовать, что здесь их дом.
— Молодым людям на приходе так не хватает чувства семьи. Между тем, эрзац-семьи можно встретить и у инославных, и в условиях «улицы». Иерархическая структура отношений, общность интересов, более или менее выраженная любовь между членами «семьи», особый шарм «семейных тайн» порой привлекают в секту или в подворотню намного более, чем самые интересные и необычные идеи. Обидно, что приход, по сути своей — семья, во многих случаях становится временным собранием людей, по окончании службы спешащих поскорее покинуть храм и снова вернуться к своим проблемам, часто не замечающих ближних.
Правда же совершенно иная, и одной из величайших задач миссии сегодня является задача показать молодым людям, что именно в храме, доме Небесного Отца, причем Отца «нашего» (Мф. 6, 9), а не «моего», доме, над которым простерт Покров Пресвятой Матери Божией, в котором живо присутствуют святые наши сродники, именно в этом доме настоящая семья. Такое миссионерство, безусловно — подвиг прихода, всех его членов. Но если юноша или девушка увидят в церкви семью, они никуда не уйдут, а станут новыми членами великой семьи — Церкви.
— Владыка, как Вы могли бы сформулировать основные постулаты миссионерского служения?
— Основа миссии сегодня — собственная праведность миссионера. Сколько бы красивых
фраз не звучало с амвонов или даже со сцены рок-концертов, но, пока молодые люди не увидят практической реализации евангельских идеалов, результат будет минимальный. Разумеется, можно будет воспитать обрядопоклонников или традиционалистов, но вот верующих христиан, право славящих Живого Бога — вряд ли. Поэтому все усилия мы должны приложить к тому, чтобы каждый, говорящий молодежи о Христе, мог бы еще и показать Христа, изобразившегося (Гал. 4, 19) в собственной жизни миссионера.
***