Власти современной России должны назвать убийство царской семьи преступлением и осудить его в согласии с народной волей, считает заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
«Государство, не осудившее преступлений, совершенных против царской семьи, отягощает себя, а в некоторой степени и народ последствиями этих преступлений», — сказал отец Всеволод, выступая 15 июля в Екатеринбурге на соборных слушаниях, посвященных 90-летию расстрела святых Царственных страстотерпцев, сообщает «Интерфакс».
По убеждению священника, Россия «не сможет уверенно идти в будущее, если на нашей истории будет лежать неотмытое пятно цареубийства». В то же время отец Всеволод выступил против различных «чинов всенародного покаяния», которые, по его словам, подменяют собой таинство покаяния, «каким его знает Православная Церковь».
«Человек, живущий церковной жизнью и трудящийся ради духовного возрождения России, от греха цареубийства свободен. Покаяние в нем уже принес народ, принесла Церковь. Но чтобы оно больше не лежало тяжким гнетом на истории страны, оно должно быть осуждено властью в согласии с волей народа», — полагает представитель Московского Патриархата.
Отец Всеволод признал за современными россиянами право высоко оценивать «многие свершения советского времени», говорить о том, что в этот период, особенно в сороковые-шестидесятые годы, «мы принесли многим народам мир, создали великую державу, дали миллионам людей знания, преумножили наше научное и культурное наследие».
«Но великая страна обрушилась именно потому, что, несмотря на весь героизм народа, само основание государства было гнилым. Сам источник его был отравлен. Группа узурпаторов-большевиков, стоявшая у истоков советского государства, навсегда задала ему направление к погибели», — подчеркнул священник.
Поэтому, считает он, сегодня, в период поиска Россией ценностных основ своего обустройства, нужно, «не отказываясь от лучшего наследия советского времени, отказаться от того, чтобы быть наследниками большевиков, и вновь ощутить свою преемственность от тысячелетней традиции российской государственности», для чего необходимо «ясно назвать заточение и убийство царской семьи тем, чем оно являлось, — преступлением».
У таких преступлений, убежден представитель Русской Православной Церкви, «не может быть срока давности», и неуместны заявления о том, «что не стоит устанавливать вину уже умерших лиц».
«Нам нужно, чтобы власть установила и объявила народу истину. Мы знаем, кто исполнял приказы об убийстве царской семьи. Нужно знать, кто отдавал и одобрял эти приказы. Нужно дать оценку действиям этих лиц, равно как и действиям тех, кто обрек царскую семью на заточение, лишения и издевательства», — заявил отец Всеволод.
Осуждение государством убийства семьи Николая II, по его словам, станет «последним и окончательным актом покаяния нашей страны и нашего народа перед убиенными царственными страстотерпцами».
«Пусть же такое покаяние откроет нашему народу путь к лучшему будущему, в котором мы бы никогда более не возвращались к прошлым грехам и творили бы добрые дела, исцеляющие и исправляющие все последствия трагической истории ХХ века», — заявил представитель Русской Церкви.