Одной из тем доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе 2016 года стал процесс реорганизации системы духовного образования.
«Эта тема стояла на повестке дня почти каждого заседания Высшего Церковного Совета с начала 2013 года по настоящее время. Основной нашей задачей было привести бакалаврское образование в семинариях к единообразию и качественно более высокому уровню, — сообщил Предстоятель. — В 2015 году был подготовлен рабочей группой под председательством митрополита Волоколамского Илариона и утвержден Священным Синодом единый учебный план бакалавриата. Был также принят целый ряд сопутствующих документов. Всего же за межсоборный период было принято два десятка документов, направленных на улучшение деятельности духовных учебных заведений».
По словам Его Святейшества, с сентября 2015 года духовные учебные заведения постепенно переходят на единый учебный план. Одновременно Учебный комитет Русской Православной Церкви продолжает работу по оптимизации сети духовных учебных заведений:
— на основе регулярных инспекторских проверок формируется рейтинг духовных учебных заведений;
— осуществляется контроль исправления нарушений со стороны семинарий, находящихся в нижней рейтинговой группе;
— принимаются решения по дальнейшей правовой форме реорганизуемых духовных училищ.
В специальной рабочей группе под председательством митрополита Волоколамского Илариона ведется работа по подготовке и изданию учебников для семинарий.
Далее Святейший Патриарх Кирилл рассказал о магистратуре, которая «призвана готовить кадры для научно-исследовательской, преподавательской и церковно-административной деятельности». Наибольшее количество магистрантов сегодня обучаются по традиционным направлениям: церковно-практическому, богословскому, историческому и библейскому. В некоторых учебных заведениях открываются новые магистерские программы, например, «Греческая христианская литература», «История церковного искусства» и др.
«Духовным учебным заведениям, получившим право развивать магистерские программы, следует продолжить работу по расширению их спектра, сообразуясь при этом с реальными научными и практическими нуждами Церкви», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.
«Лучшие выпускники магистратуры продолжают свою подготовку в аспирантуре. Процесс реформирования духовных школ затронул и этот уровень образования. В частности, в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия формируется корпус нормативных документов, касающихся богословского образования на этом уровне. В Общецерковном докторском диссертационном совете проводятся защиты диссертаций на соискание ученых степеней доктора богословия и церковной истории. Можно отметить высокий научный уровень работ, представляемых к защите. Каждая из диссертаций является вкладом в развитие одной из отраслей церковной науки, соответствует критериям оригинальности и профессиональной компетентности, установившимся в светском научном сообществе», — сказал Предстоятель.
Отдельно Святейший Патриарх Кирилл остановился на процессах, связанных с преобразованием духовных училищ: «При подготовке к нынешнему Собору были собраны статистические сведения, касающиеся уровня образования духовенства. Из этих данных следует, что подавляющее большинство тех епархий, где более 60% духовенства не имеют семинарского образования, — это епархии, где нет семинарий, но есть училища. А вот духовенство тех епархий, где нет ни училищ, ни семинарий, не без трудностей, но все же стремится повышать уровень образования. Это показывает, что, когда в епархии есть училище, закончившие его клирики не всегда стремятся получать семинарское образование, хотя бы заочно».
Предстоятель напомнил, что в 2013 году Священный Синод предоставил духовным училищам трехлетний срок для преобразования в духовные семинарии, либо в образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов в области миссии и катехизации, молодежной и социальной работы.
В связи с тем, что указанный Синодом срок истекает в этом году, епархии, которые до сих пор рассчитывали преимущественно на подготовку духовенства в расположенных на их территории училищах, постепенно лишатся этой возможности, предупредил Патриарх Кирилл.
«Это особенно остро подчеркивает необходимость полноценного становления качественной системы дистанционного семинарского образования, либо иных форм обучения, позволяющих духовенству получать образование в удаленной форме. Прошу Учебный комитет продолжить работу в этом направлении», — заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Информационная служба Архиерейского Собора