Епископ Егорьевский Тихон — наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, автор и руководитель проекта экспозиций «Россия — моя история» дал интервью порталу «Православие и современность».
— Уже трижды в Манеже прошли интерактивные выставки проекта «Моя история». Они пользуются огромным успехом, однако высказывается и критика. Выставка «От великих потрясений к Великой Победе», прошедшая в ноябре 2015 года, вызвала шум в соцсетях. В одном из разделов была размещена цитата святителя Луки, которая на самом деле ему не принадлежит, и более того — люди увидели в этом попытку реабилитации сталинизма. Есть ощущение, что сегодня тема отношения к советскому прошлому буквально раскалывает общество. Как, по Вашему мнению, можно преодолеть этот раскол?
— Да, как вы выразились, «шум был», это действительно так. Что касается «оправдания» сталинизма — на этой выставке его увидели те, кто хотел увидеть. Они не заметили при этом самую большую по размеру на выставке тематическую экспозицию, посвященную подвигу новомучеников, экспозицию, посвященную ГУЛАГу — ничего этого критики почему-то не увидели.
Но действительно, были и наши ошибки, за что мы уже приносили извинения. Представленная в одном из залов цитата святителя Луки (Войно-Ясенецкого), касающаяся Сталина, широко известна, она многократно приводится в различных публикациях, но все же, как выяснилось, не находит документального подтверждения. Нам обратили внимание на это, мы проверили, убедились, что это действительно так и сразу эту цитату сняли. Все остальное — просто навешивание ярлыков, иначе не скажешь.
В отношении общества к Сталину сегодня зачастую превалируют крайние позиции. Мы помним, кто стал победителем интернет-голосования «Имя России», которое проводилось несколько лет назад, — Иосиф Сталин. Но мы совершенно не являемся его апологетами. Можно отдавать ему должное как государственному деятелю, и при этом говорить о том насилии и преступлениях, которые творились в стране. Разве в этом есть что-то пререкаемое? Есть историческая правда. Скоро будет открыта эта часть экспозиции в Историческом парке на ВДНХ, и непредвзятые зрители сами смогут убедиться: представлен объективный рассказ о том трагическом времени.
Что касается «раскола общества» — тут не надо утрировать и выдавать мнение небольшого количества людей за общенародное.
— Исторический парк на ВДНХ «Россия — моя история» открылся совсем недавно, 29 декабря 2015 года. Как он будет работать, в чем его особенность? В дни Рождественских чтений здесь состоялись конференции «Миссия истории» и «Миссия культуры: русский язык и литература в современной российской школе», организованные при участии Патриаршего совета по культуре. Вы хотели бы, чтобы парк стал площадкой для общения с преподавательским сообществом?
— Да, в работе наших конференций приняли участие преподаватели вузов и школ, авторы учебников, ведущие сотрудники академических институтов.Они необычайно доброжелательно, я бы даже сказал, высоко оценили то, что сделано. Это для нас и радость, и высокая честь. Исторический парк — это особый, наглядный, увлекательный учебник по истории нашего Отечества. Мы будем продолжать работать над экспозицией вместе с научными сотрудникам исторического факультета МГУ, Института истории РАН, Сретенской семинарии, Московской духовной академии.
Наша задача — помочь посетителям, в первую очередь, молодым людям, увидеть историю актуальной, насущной и востребованной. Наши выставки прошли в Москве, в Санкт-Петербурге, в Сибири, в Крыму. За сто дней экспонирования их посетило более миллиона человек. В Министерстве культуры, которое эти экспозиции курировало, нам сказали, что это беспрецедентный случай. Здесь, в Москве, очередь стояла от Манежа до Лобного места, и процентов на семьдесят, а то и на восемьдесят, это была молодежь. Чем-то получилось затронуть ее, и, думаю, не только тем, что здесь очень много интерактивных экспонатов, электронных устройств. В первую очередь важно то, что для молодых людей интересен и близок такой подход к истории.
Осознание того, что каждый из нас — причастен к тому великого пути, который прошел весь наш народ за тысячелетие, — вот сверхзадача. Вслед за этим осознанием причастности приходит и все остальное, в том числе — патриотизм, о котором сейчас так много говорят, и не всегда удачно, зачастую слишком казенно. Ведь патриотизм, по сути,— это когда человек ощущает себя неотъемлемой частью своей культуры, истории, традиции, всего того, что называется Родиной. Но как к этому прийти? Здесь высокие слова не помогут. Познакомить молодых людей с нашей историей, такой, какая она есть, не приукрашивая, но, конечно же, и не очерняя ее — именно это мы ставим своей задачей. Убежден, что такой подход рождает правильное, глубокое, искреннее отношение к истории и к своему Отечеству.
Мы договорились с Департаментом образования города Москвы, что организованные экскурсии для школьников здесь будут бесплатными. Учителя смогут проводить в историческом парке выездные уроки. Преподаватели литературы тоже смогут найти здесь темы для уроков. Причем контент можно дополнять: мы открываем научно-методический центр, учителя могут разрабатывать свои темы, и с помощью наших специалистов они будут внесены в электронные экспонаты.
— Владыка, Вы участвуете в работе церковной комиссии по исследованию так называемых екатеринбургских останков. Обычным людям, лично мне разобраться в этом деле очень сложно. Опубликовано невероятное количество материалов как за, так и против признания останков, найденных под Екатеринбургом, принадлежащими членам семьи последнего российского государя. Каково Ваше отношение к этому делу, что заставляет лично Вас сомневаться?
— Государственная комиссия в 1998 году признала принадлежность екатеринбургских останков членам царской семьи. Но немалое количество исследователей — криминалистов, историков, антропологов, — высказывают сомнения в правильности данного заключения. В настоящее время Следственным комитетом создана компетентная экспертная комиссия: приглашены высокопрофессиональные специалисты, которые не являются адептами ни той, ни другой позиции — «за» или «против», которые сложились за последние два десятилетия. Надеюсь, эксперты, изучив все предоставленные, а также вновь выявленные материалы, вынесут свой вердикт.
— После Вашей архиерейской хиротонии у Вас наверняка добавилось много новых обязанностей. Какие из них наиболее важны для Вас, первостепенны?
— В своем напутственном слове на моей хиротонии Святейший Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что в первую очередь необходимо сделать все для того, чтобы первопрестольный город Москва, не по названию только, а по сути и духу становился все более и более христианским, православным городом. Вот это и есть моя первостепенная обязанность.
— В Сретенском монастыре быстрыми темпами возводится новый храм в честь Новомучеников и исповедников Русской Церкви. Каким Вы видите свой будущий храм?
— На самом деле этот храм возводится нормальными строительными темпами, с соблюдением всех необходимых технологий. В общей сложности строиться он будет около четырех лет, это не так уж и мало.
Каким я его вижу? Как храм, сооруженный во имя Господа Бога нашего Иисуса Христа и в память святых Его новомучеников и исповедников. Как храм-памятник победе Господа Иисуса Христа и Его учеников, святых новомучеников, над силами ада, которые вооружились на нашу Церковь, на наше Отечество в трагическом, но и великом для России ХХ веке. Это и будет главная тема нашего храма: светлая победа духа, победа Церкви над замыслами по ее уничтожению, по порабощению людей.
На нижних этажах храма мы строим катехизический и молодежный центры, в деятельности которых будут принимать участие студенты и преподаватели Сретенской духовной семинарии. Как мы предполагаем, они будут работать в координации с историческим парком на ВДНХ. Каждый день с начала строительства храма мы молимся и келейно, и за Литургией, чтобы Господь благословил нам завершить строительство этого храма, который уже называют храмом «Новомучеников и исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке». А освятить храм мы надеемся 2 марта 2017 года.
— Вы остаетесь наместником Сретенского монастыря, а значит, и настоятелем крупнейшего московского прихода, много служите, проповедуете. Для Вас как настоятеля — чему важно научить прихожан в первую очередь?
— Наверное, тому, чему я уже несколько десятилетий учусь сам — живой вере во Христа, полному отданию себя всеблагому и милостивому Промыслу Божию, ответственности за свое призвание христианина. Живое общение с Богом порождается любовью к Нему, исполнением Его заповедей. И это общение — самое главное, что может быть в жизни христианина.