Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Новый виток конфликта в Иерусалимской Церкви

Версия для печати
6 мая 2005 г. 12:42

В церковной истории взаимодействие духовной и светской властей зачастую далеко от идеального «константинова» понимания, и нередко взаимное проникновение интересов оборачивалось осложнениями отношений. При этом в большинстве случаев попытки установить некую доминанту проистекали от государственных мужей, будь то базилевс в древней Византии либо Уполномоченный по делам религий в Советском Союзе.

Однако события последних месяцев, происходящие в Иерусалимском Патриархате, дали обратный пример — пример того, как шаги церковных иерархов могут просто по необходимости вызвать реакцию со стороны светских властей.

Напомним, избранный в декабре 2000 года новый Иерусалимский Патриарх Ириней (Скопелитис) этой весной оказался вовлеченным в скандал, связанный с передачей прав пользования (или даже собственности, подробности пока не ясны) на участок церковной земли в Восточном Иерусалиме, где проживают преимущественно арабы. Причем новым владельцем или пользователем земли стала группа еврейских предпринимателей.

Когда об обстоятельствах и самом факте сделки стало известно, возник мощный общественный резонанс, как в Израиле, так и за его пределами. Учитывая особенности этнического состава иерархов Иерусалимского Патриархата (большинство из которых — греки), такая реакция верующих (в основном, арабов-палестинцев) вполне понятна. Но конфликт вокруг сомнительной сделки из внутрицерковного довольно скоро перерос в политический и даже международный.

Ситуация выглядит хрестоматийно: «ищущим повод» такой повод был предоставлен. И в прессе была развернута кампания, направленная против Патриарха Иринея, но косвенно дискредитирующая православную иерархию и Церковь вообще. Поэтому ни епископат Иерусалимской Церкви, ни иерархи других Поместных Церквей не могли остаться в стороне от конфликта.

Последовало заявление Анитиохийского Патриарха Игнатия IV (Хазима), в котором он сказал: «Любая сделка с землей, принадлежащей Церкви в оккупированном (подразумевается — Израилем (прим. редакции)) Иерусалиме, является незаконной. Я готов к сотрудничеству с международными организациями, чтобы сорвать эту сделку, не имеющую юридической силы».

Патриарх Игнатий также призвал к совместным действиям арабов-христиан и мусульман с целью предотвратить «захват принадлежащих им земель на оккупированных территориях». В конце апреля (19-20.04.2005) этот же вопрос обсуждался и на Синоде Константинопольского Патриархата, но никаких официальных заявлений пока не последовало.

Канонически ни Антиохийский, ни Константинопольский Патриархи не имеют прав вмешиваться во внутренние дела братской Поместной Церкви. Однако реакция Константинополя станет более или менее понятной, если учесть, что незадолго до этого почти половина епископов Иерусалимского Синода обратились к Патриарху Варфоломею с просьбой повлиять на ситуацию и содействовать в нормализации положения. Конфликт, быстро переросший в международный, а также носящий ярко выраженный этнический характер, заставил греческие власти предпринять шаги со своей стороны.

В середине марта власти этой страны инициировали расследование обстоятельств иерусалимской сделки. Как сообщила 7 апреля греческая газета «Элефтеротипия», ссылаясь на источник в правительстве, конфликт на Святой земле «нанес ущерб высшим приоритетам Греции и создал тяжелый кризис в отношениях с арабским и исламским миром».

Несмотря на столь мощное давление, Патриарх Ириней, хотя и попросил прощения за «оплошности», однако отказался предоставить экспертам греческого МИД необходимые документы для проверки. Также он заявил, что, поскольку избран на патриаршество пожизненно, подавать в отставку не собирается.

И вот, конфликт получил новое развитие: внутри самой Иерусалимской Церкви назревает раскол из-за недоверия значительной части епископата и священнослужителей Патриарху Иринею. Даже произошедшее в Великую Субботу схождение Благодатного огня, при котором, по древней традиции, присутствует только Иерусалимский Патриарх, не остановило его противников.

Михаил Моисеев,
главный редактор отдела новостей

***

Материалы по теме

Начальник Русской духовной миссии принял участие в Патриаршем богослужении в Лоде

Председатель ОВЦС встретился с Предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви

Иерарх Иерусалимской Церкви возглавил престольный праздник на подворье Русской духовной миссии в Яффе

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в торжествах Иерусалимского Патриархата

Президент Израиля поздравил глав христианских Церквей Святой Земли с Новым годом

Израильский Высший суд справедливости (БАГАЦ) временно запретил государству признавать Феофила III Патриархом Иерусалимским

Начальник Русской Духовной Миссии во Святой Земле поздравил Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила с нормализацией положения Иерусалимской Православной Церкви

Израиль признал Феофила III Патриархом Иерусалимским