Настоятельница Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь игумения Фаина (Кулешова) дала интервью сайту Синодального отдела по монастырям и монашеству.
4 апреля 2016 года исполнилось160 лет с момента утверждения женского общежития в статусе монастыря, основанного преподобным Зосимой (Верховским). Также в текущем году будет отмечаться 175-летие со дня утверждения Троице-Одигитриевского общежития и 190-летие зарождения женской монашеской общины, из которой и вырос монастырь. Настоятельница и сестры вместе с их верными помощниками-мирянами восприняли такое «соединение» значимых дат как некое свидетельство Божиего благословения на свой труд по популяризации творений старца Зосимы и того аскетического опыта, носителем и распространителем которого он был. Эта тема стала главной в беседе с игуменией Фаиной (Кулешовой).
— Житие старца Зосимы начинается словами: «По времени своей подвижнической жизни на земле преподобный Зосима Верховский (24 марта 1768 года — 24 октября 1833 года) являлся современником преподобного Серафима Саровского». И умерли они в один год. О батюшке Серафиме любого верующего (а то и далекого от веры человека) спроси — сразу ответит, что это особо почитаемый русский святой. А старец Зосима... Скажите, матушка, Вам приходилось сталкиваться с тем, что некоторые люди вообще ничего о нем не знают?
— К сожалению, приходилось, и довольно часто. Мы скорбим по этому поводу. Ведь старца Зосиму с полным правом можно назвать ярким явлением в монашеской жизни России XIX века. Вспомним, что он, пустыннолюбец, вместе со своим сомолитвенником преподобным Василиском более 20 лет подвизался в глухих сибирских лесах, где подвижники изо дня в день переносили телесные мучения, но испытывали в безмолвии неизъяснимую духовную радость. Вспомним также, что старец написал серьезные духовные сочинения, которые получили широкое распространение и признание благодаря рукописным спискам, расходившимся от монастыря к монастырю. Теперь его труды издаются! И что особенно важно для развития монашества в ту эпоху и имеет непреходящую ценность сегодня: отец Зосима основал две женские обители — Николаевскую Туринскую в Сибири и Троице-Одигитриеву Зосимову пустынь, когда-то находившуюся среди лесов и болот Подмосковья, а недавно вошедшую в состав Новой Москвы. Однако некоторые паломники и туристы, приезжая к нам, спрашивают: «Кто такой Зосима? Что у него можно попросить? В чем он помогает?» Даже на Смоленщине, где старец родился, приходилось слышать подобные вопросы. Поэтому крепнет желание и в своей монашеской семье умом и сердцем погружаться в поучения старца и стараться раскрыть другим людям всю глубину личности и высоту молитвенного подвига святого, сумевшего полностью показать свою преданность Божией воле.
Если Господь нас благословит, в обозримом будущем мы с сестрами и некоторыми прихожанами постараемся объехать места, связанные с именем преподобного. В минувшем году, например, побывали на его земной родине. Хочу высказать слова сердечной благодарности митрополиту Смоленскому и Рославльскому Исидору за тот теплый радушный прием, который нам оказали на Смоленской земле. Мы радовались возможности увидеть места детства и юности святого, а смоляне радовались тому, что сестры привезли с собой икону преподобного старца Зосимы и книги о нем. С нами была монахиня Зосима (Верховская), праправнучатая племянница основателя нашей обители, автор книг «Женская Зосимова пустынь» и «Монашество Зосимовой пустыни». Мать Зосима много трудов прилагает, чтобы имя ее славного предка вышло из забвения и было почитаемо православными людьми. К слову сказать, взяв благословение у игумении, она ходатайствовала об изготовлении поклонного креста, который впоследствии мы вместе со смоленским духовенством ездили устанавливать в наследственном сельце отца старца под названием Буловицы. Правда сейчас на том месте лишь поле, но каждый из нас словно бы зримо представил небольшую усадьбу, деревянный господский дом с двенадцатью комнатами, где выросли шесть дочерей и три сына дворян Верховских. Мы представили мальчика Захарию, самого младшего ребенка в семье, который в этом краю рос и затем, как и его братья, служил в лейб-гвардии Преображенского полка — старейшего гвардейского полка императорской армии, но вскоре он осознанно избрал монашеский путь, приведший его к святости.
Также, особенно важным для нас представляется побывать в одной из древних обителей Русского Севера на Ладожском озере — Коневском монастыре, где основатель нашего монастыря принял иноческий сан с именем Зосимы (в честь преподобного Зосимы Соловецкого).
Возвращаясь к Зосимовой пустыни, скажу, что здесь на глазах рождается новая монастырская традиция — проведение Зосимовских чтений. Состоявшиеся вначале на Смоленской земле (куда нас тоже пригласили, и я выступала с докладом), в минувшем году они обрели новый формат, то есть прошли поэтапно — в селе Богородицком Смоленской епархии, родовом имении преподобного Зосимы, затем у нас в монастыре. Воспитанники воскресной школы со Смоленщины представили свои исследовательские работы, посвященные святыням смоленского края. Наши насельницы, гости из Москвы и Богородицкого подготовили доклады. Летом этого года хотим закрепить традицию, расширив состав участников: собираемся пригласить учеников местных школ и очень надеемся, что кто-нибудь из братии Коневского монастыря тоже нас посетит.
Еще одно событие прочно связало нас с земной родиной старца Зосимы: принесение в Зосимову пустынь из Смоленска для поклонения чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия («Наместница»). По благословению Святейшего Патриарха Кирилла она находилась у нас целый месяц, и такое ликование было в душе от того, что все это время мы имели возможность творить молитву у чудотворного образа! А сколько людей приезжало к святыне, сколько благоговейного трепета было! Даст Бог, от Зосимовой пустыни к Коневскому монастырю, посвященному Рождеству Пресвятой Богородицы, тоже протянется прочная духовная ниточка...
— Матушка, что особенно поражает: и там, где возрастал будущий святой, и здесь, где он основал обитель со строгим подвижническим духом, призывая сестер не смотреть одним глазом на Небо, а другим — на землю, то есть не прилепляться к земному, далеко не все знают о трудах и подвигах преподобного. А вот в Северной Калифорнии чтят его память...
— То, что чтят память преподобного на далеком континенте, является заслугой уже ушедших в вечность иеромонаха Серафима (Роуза) и отца Германа (Подмошенского), которые перевели жизнеописание старца Зосимы на английский язык еще в 1979 году. Свою любовь к русским старцам Зосиме и Василиску они передали насельницам Калифорнийского скита в честь блаженной Ксении Петербургской. Монахиня Зосима (Верховская) помнит встречу с монахиней этого скита Корнелией (Рис), в 2000 году приезжавшей к нам в Зосимову пустынь на день прославления схимонаха Зосимы в лике местночтимых святых. Кстати, среди ходатайств о всецерковном почитании преподобных Зосимы Верховского и Василиска Сибирского, вскоре поступивших в Комиссию по канонизации святых, было также ходатайство братства в честь преподобного Германа Аляскинского (США). Есть еще одно место на планете — земной удел Пресвятой Богородицы, где монахи молитвенно обращаются к преподобным Зосиме и Василиску. Это Святая Гора Афон. Наверняка в Троицком храме Вы обратили внимание на икону Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон», украшенную красивыми камешками. Удивительным образом она к нам попала! Один священник, который у нас прежде служил, любил совершать паломничества на Афон. Однажды в очередной его приезд знакомый афонит вручил ему этот образ со словами: «Приходил монах. Сказал, что скоро приедет батюшка, который знает матушку из России. Пусть этот батюшка передаст икону в Зосимову пустынь». Из какого монастыря был монах, неизвестно. Но его дар и рассказы других афонитов подтвердили, что старцев Зосиму и Василиска там почитают.
<…>
Беседовала Нина Ставицкая
Полный текст интервью опубликован на сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству.
Патриархия.ru