Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Послушник и старец в наши дни. Интервью с игуменией Домникой (Коробейниковой)

Послушник и старец в наши дни. Интервью с игуменией Домникой (Коробейниковой)
Версия для печати
12 мая 2016 г. 19:18

Есть ли в наше время настоящие послушники? И есть ли настоящие старцы? Настоящим послушником может быть каждый монах, а настоящим старцем ― каждый игумен, считают организаторы конференции «Святоотеческое наследие и афонские традиции: духовное руководство».

Конференция пройдет в Екатеринбурге 27-29 мая 2016 года, она приурочена к празднованию 1000-летия пребывания русских на Афоне. Принять участие в ней согласились известные духовники Афона и Греции: митрополит Лимасольский Афанасий; игумен монастыря Симонопетра архимандрит Елисей; игумен монастыря Ксенофонт архимандрит Алексий и другие.

О том, что можно будет услышать на конференции, рассказывает игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга, которая по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла является куратором конференции.

― Матушка, почему для конференции выбрана именно такая тема: духовное руководство?

― Потому что сейчас это один из самых актуальных вопросов для русского монашества. Еще несколько лет назад Святейший Патриарх Кирилл сказал, что прошло то время, когда нужно было спешно восстанавливать монастырские здания ― теперь пора возрождать духовную жизнь. А возрождение духовной жизни начинается именно с духовного руководства. Если игумен занимается духовным руководством братий, если для него это главное дело, то братство будет духовно процветать даже при каких-то внешне трудных условиях, при бедности, например.

Ведь что в монастыре самое главное? Не стены и даже не святыни, а монахи. А откуда в монастыре истинные монахи ― монахи не только по одежде, но по духу? Они появляются тогда, когда игумен каждого брата воспитывает с самого начала как свое чадо. Именно от заботы и внимания игумена ― ни от чего другого ― зависит, будут ли в монастыре истинные монахи. Святитель Филарет Московский говорил: «Монахов нельзя выписывать как товар: надобно завести их, а это делается вниманием управления». Вот об этом внимательном управлении мы и попросили рассказать наших докладчиков: поделиться опытом, на что нужно игумену обращать внимание в духовном руководстве.

― Какие вопросы сейчас больше всего волнуют игуменов и игумений как духовных руководителей братств и сестричеств?

― Один из самых главных вопросов: как создать в братстве атмосферу любви и единения при всем различии характеров? Как научить братий или сестер носить тяготы друг друга? Единство братства ― это и необходимое условие духовной жизни и одновременно признак преуспеяния братства. Этой теме на конференции будет посвящен один из докладов.

Конечно, всех волнуют вопросы, связанные с духовным воспитанием каждого монаха или монахини. Как научить монаха послушанию, одновременно не подавляя его личность? Как найти разумную грань между снисхождением и строгостью? Когда необходимо подчинение монахов единым правилам, а когда требуется индивидуальный подход к каждому? Последний вопрос, мне кажется, особенно важен. О том, что в духовном руководстве необходим личностный подход, с древности говорят святые Отцы. От этого нередко зависит спасение человека. Есть такая история в патерике. Однажды к авве Ахилле пришли три монаха, причем об одном из них шла дурная слава. Первый монах попросил старца: «Авва, сплети мне сеть». Но тот ответил: «Нет, не сплету». Попросил и второй: «Может быть, мне сплетешь, авва?» «Нет, не смогу», ― вновь сказал старец. Наконец, третий монах, о котором была худая слава, тоже попросил: «Авва, мне очень нужна сеть, сплети мне». И авва Ахилла сказал: «Тебе сплету». Первые двое монахов удивились и после переспросили старца: «Почему нам ты отказал, авва, а этому нерадивцу ответил: «да»?» Авва сказал: «Потому что я знаю, что вы не опечалитесь. А этот бедняга подумал бы: «Отказал мне авва, потому что наслышан о моих грехах и презирает меня». И утратил бы он последнюю надежду». Так этот духовно мудрый старец поступил, применяясь к устроению братий. Тот же подход нужен и в духовном руководстве. Игумен призван очень хорошо узнать души братий и искать, что полезно каждому в тот или иной момент. Конечно, это очень непростое дело, и, мне кажется, доклад на эту тему, подготовленный опытным духовником отцом Илией (Раго), будет интересен всем.

В наши дни весьма актуален и вопрос о том, как возможно в монастыре помочь человеку преодолеть эгоизм и замкнутость и в чем различие между уединением, необходимым для монаха, и одиночеством как духовной проблемой. На эту тему готовит доклад отец Елисей, игумен монастыря Симонопетра.

Отдельно будут обсуждаться вопросы о практике откровения помыслов, об обучении монахов молитве, об особенностях психологии современных людей и в связи с этим об особенностях духовного окормления новоначальных, только что пришедших из мира.

― Как Вы считаете, насколько способны к монашеству современные люди, в особенности молодые?

― Молодости свойствен максимализм. Всегда, во все времена у юных было обостренное чувство правды, жажда настоящего, прекрасного, вечного. Нынешняя цивилизация старается заглушить эту жажду: современный человек как никогда окружен комфортом, ему доступны все земные блага. Но, с другой стороны, именно сейчас как никогда очевидно, что земные блага не могут удовлетворить человека. И это разочарование в ложных ценностях, которые навязывает нам мир, очень часто становится для молодых людей поворотным моментом, обретением Бога. А наиболее пламенные души, почувствовав любовь Божию, отвечают на нее самым решительным, «максималистским» образом: отдают Богу все, посвящают Ему всю свою жизнь. И если они находят место, где видят, что смогут утолить свою духовную жажду, то оставляют все и идут туда.

В первую очередь, для молодых людей особенно важен живой пример. Если они видят в монастыре любовь между братиями или сестрами, чувствуют особый монашеский дух, который рождается от молитвы, послушания, нестяжания, подвижнической жизни, видят людей, истинно отрекшихся от мира, то в них разгорается ревность по Богу, им хочется проникнуть в тайну этой жизни. И еще для молодых очень важно найти в монастыре духовное руководство, то есть найти человека, которому они смогут полностью довериться и во всем слушаться. Для молодого человека, ищущего Бога, это важнее, чем даже подвизаться возле знаменитых святынь или в каком-либо уединенном пустынном месте. Где есть духовное руководство, туда, в основном, и идут молодые люди. Так было и в древние времена, так и сейчас.

― Духовное руководство ― бремя нелегкое. Многие ли способны быть настоящими духовными руководителями? Для этого нужен огромный духовный опыт, особые дарования от Бога.

― Мне нравится одно рассуждение известного современного старца архимандрита Эмилиана, проигумена монастыря Симонопетра. Он говорит, что игумена в братстве любят не за его дарования, не за его ум или рассудительность, а за то, что он отец, старец (старец в том смысле, как это понимают на Святой горе, то есть человек, которому братия вверили себя в послушание). Что делает монаха истинным монахом? Не какие-то особые духовные дарования, а послушание. А что делает игумена истинным духовным вождем братства? Любовь и внимание к каждому брату. Чем больше игумен вложит в каждого брата, тем большую отдачу он получит. Часто кажется, что игумен как главное руководящее лицо в братстве не должен заниматься мелочами, например, решать, что читать каждому брату, какие вещи ему полезно иметь, какое ему совершать правило, можно ли брату выехать из обители по тому или иному делу или ему это духовно повредит, какое наставление дать сегодня одному брату, а какое другому и так далее. Но на самом деле, когда игумен занимается всеми этими «мелочами», тогда он избегает множества проблем. Духовная жизнь складывается из мелочей. При таком руководстве каждый брат духовно растет, а все братство становится крепким, единым, сплоченным вокруг своего духовного отца. Именно о таких разных «мелочах», которые определяют жизнь братства, нам и хотелось бы поговорить на конференции.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Делай по силе и не считай своих добродетелей

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»