Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Геннадий Егоров об открытии первой в России дистанционной магистратуры по теологии

Протоиерей Геннадий Егоров об открытии первой в России дистанционной магистратуры по теологии
Версия для печати
31 мая 2016 г. 10:20

В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открывается первая дистанционная магистратура по теологии.

В интервью корреспонденту пресс-службы вуза руководитель Института дистанционного образования ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров рассказал об особенностях нового образовательного курса.

― Система дистанционного образования существует в ПСТГУ более 10 лет. Почему до сих пор не было дистанционных программ по направлениям высшего образования?

― Православное дистанционное образование прошло непростой путь, который начинался в условиях отрицания самой возможности такого формата образования. Сейчас ситуация совсем иная: Святейший Патриарх неоднократно указывал на необходимость развития этого направления в церковном образовании.

Однако дистанционное образование ― это вещь достаточно сложная, и для того, чтобы делать качественные программы дистанционного образования в гуманитарной области, тем более в области теологии, требуются подготовленные преподаватели, большой опыт и традиция обучения. Мы шли от более простых программ к более сложным. А когда стало понятно, что качество, которое мы обеспечиваем, и уровень выпускников позволяют делать программы высшего образования, мы такую программу сделали. Насколько я знаю, это первая программа в России.

― Почему открывается именно магистратура и на кого она рассчитана?

― Мировой опыт свидетельствует, что дистанционное образование больше подходит для людей с жизненным опытом, чем для вчерашних школьников. Сделать хорошие бакалаврские программы бывает достаточно непросто из-за неумения юных студентов учиться и их недостаточной мотивации. Нередко программы дистанционного бакалавриата превращаются в программы продажи дипломов, поэтому мы посчитали более интересным для себя и более востребованным для абитуриентов сначала сделать программу магистратуры.

Программа рассчитана на людей с высшим образованием, причем не обязательно богословским. Однако в этом случае для поступления в нашу магистратуру нужна профессиональная переподготовка в области богословия. При этом предполагается, что наши абитуриенты ― это люди, так или иначе включенные в церковную деятельность или намеренные в ближайшее время в них включиться.

Сегодня многие виды деятельности, например, преподавание в вузах, требуют диплома магистра. У нас по всем направлениям подготовки есть государственная аккредитация, поэтому выпускники получат диплом государственного образца.

― Дистанционное образование предполагает большую долю самообразования. Как часто проходят семинары и контрольные мероприятия?

― В дистанционном формате не больше и не меньше самообразования, чем при очном обучении. Принципиальное отличие в том, что преподаватель не расхаживает перед студентами и они не должны бежать в аудиторию к 9-ти утра, боясь опоздать. Все наше обучение выстраивается на постоянных семинарах, контрольных и т.п. Интенсивность и степень вовлеченности у студентов в учебный процесс и объем коммуникации с преподавателями выше, чем при очном образовании, о чем наши выпускники постоянно говорят в своих отзывах.

― Вы не считаете, что на дистанционном обучении отсев больше?

― Смотря с чем сравнивать. Если снова с очным, где за порогом виднеется дверь военкомата, то да, выше. Если же брать статистику по образованию взрослых, то все в пределах нормы, даже лучше. Недавно мы опросили людей, которые не смогли завершить программу обучения. Практически у всех это было вызвано изменением жизненных обстоятельств. Кстати, надо сказать и о том, что, когда обстоятельства меняются к лучшему, люди возобновляют учебу, что всегда радостно.

― Скажите, чем ваша магистратура отличается от магистратуры богословского факультета?

― От магистратуры богословского факультета она отличается, во-первых, тем, что вся учебная программа реализуется полностью дистанционно. Во-вторых ― своей центральной темой: христология и антропология.

― Где этому можно найти практическое применение?

― Это преподавание, исследовательская, организаторская деятельность в области образования или в различных церковных структурах.

― В программе магистратуры есть управленческий блок, в котором дисциплины как в экономическом вузе. Почему возникла такая необходимость?

― Этот блок введен совершенно сознательно и, естественно, не потому, что он есть в экономических вузах. Причины иные.

Первая ― трудоустройство выпускников программы «Теология». Многие из них заняты управленческой деятельностью: нередко в епархиях на административных постах трудятся наши выпускники.

Вторая причина. У нас довольно много людей, которые уже занимают определенные, иногда немаленькие, посты. Профессиональная деятельность привела их к изучению богословия, потому что, работая с людьми, они ощутили необходимость понимать, что такое человек, как он живет. И в этом смысле введение этого блока имеет чисто практическое значение.

Третья причина. Среди наших выпускников и преподавателей есть и исследовательский интерес к этой теме: возможно ли православному человеку заниматься управленческой деятельностью?

На семинарах, обсуждениях, конференциях, посвященных этим вопросам, накопились материалы, которые имеет смысл актуализировать в образовательной программе. Ведь любая образовательная программа очень хорошо позволяет теоретические наработки сделать более доступными для понимания, направить на пользу людям.

Соединение двух потоков ― теоретических разработок и практической потребности выпускников ― привели к введению этого блока. Для программ по направлению «Теология» он стал новшеством.

Управленческий блок ориентирован на современные реалии и готовность работать с проблемами повседневной жизни. Хочу отметить, что менеджмент здесь вторичен по отношению к богословию ― программа все-таки богословская. Мы сейчас говорим только об одном, но не единственном из ее прикладных аспектов.

― Даже светские вузы сейчас открывают программы магистратуры по направлению «Теология». Чем принципиально отличается программа ПСТГУ? Не будет ли здесь конкуренции?

― Они не только открывают ― во многих вузах уже есть магистратура по теологии. Здесь конкуренция существует, но магистратура в светских вузах предполагает дневную или вечернюю форму обучения. Наше отличие, во-первых, в том, что наше образование полностью дистанционное, учащиеся не привязаны к тому месту, где располагается учебное заведение.

Во-вторых, наша магистратура имеет уникальную направленность, которой больше нигде нет. И те, кому эта тема интересна, придут к нам.

Для многих поступающих будет иметь значение то, что это магистратура Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, имеющего свое имя, опыт и гарантию качества. Кроме того, я думаю, не менее значимым будет и то, что в нашем университете программы дистанционного образования реализуют более 10 лет, мы были здесь первооткрывателями и первопроходцами. Конкуренция есть, и это очень хорошо, но к нам придут те люди, для которых важны особенности и достоинства нашей программы.

― До сегодняшнего дня самой востребованной была программа профессиональной переподготовки «Теология», и конкурс был большой, и количество слушателей постоянно увеличивалось. В связи с тем, что открывается магистратура, сохранится ли это направление дополнительного образования?

― Отчасти эта востребованность определялась безальтернативностью: ничего подобного все равно до сих пор нет. Эта программа является для нас очень важной, и, более того, даже аудитория этой программы, несомненно, более широкая, чем аудитория магистратуры.

Магистратура ― это узкоспециальная подготовка, а программа профпереподготовки «Теология» более общего, широкого характера. Естественно, мы ее будем сохранять, и я не могу предполагать, что эти две программы могут между собой конкурировать, потому что это разный уровень и разная направленность. Наоборот, по нашему замыслу, выпускники программы профпереподготовки «Теология», скорее всего, составят основной костяк тех, кто поступит в магистратуру. А материалы, которые будут создаваться в процессе реализации магистерской программы, впоследствии будут использоваться и в учебном процессе для программы «Теология», поэтому они между собой связаны.

― Каков преподавательский состав? Вы лично будете преподавать?

― Да, я сам буду вести две дисциплины. Состав преподавателей ― это те, кто у нас традиционно занят по реализации дистанционных программ. А в связи с открытием новой программы к нам присоединились и новые участники: с кафедр университета и из других вузов.

― Вы активно привлекаете зарубежных коллег к обсуждению процессов дистанционного образования. Вспоминаю секцию на последней Богословской конференции ПСТГУ. Вы рассчитываете на партнерские отношения и сотрудничество?

― Международное сотрудничество мы рассматриваем как важный элемент нашей работы. В России развитие дистанционного образования идет с некоторым отставанием относительно опыта общемирового. Если вспомнить конференцию, то профессор Гус, который работает в Южно-африканском университете UNISA, говорил, что у них сейчас дистанционно учатся 400 тысяч студентов. Ни один российский вуз такой цифрой похвастаться не может.

Сейчас в мире есть очень хорошие специалисты, проводятся серьезные полевые исследования в области дистанционного образования: психологические его особенности, организационные, социологические аспекты. Невозможно развиваться, не общаясь с зарубежными коллегами и не изучая их опыт. С другой стороны, у нас тоже есть очень серьезные наработки в исследовании и создании средовых подходов ― в этом мы сейчас на мировом уровне. Для зарубежных коллег наш опыт тоже представляет интерес, и мы находимся в постоянном контакте и обмениваемся мнениями. Сейчас у нас наметилось несколько новых международных проектов.

Китай сейчас активно развивает дистанционное образование, поэтому обязательно на всех конференциях достаточно большое присутствие коллег из Китая. В частности, Китай активно использует российские дистанционные курсы, переводя их на китайский язык, а видеоматериалы снабжает титрами. Я думаю, что экономическая ситуация способствует экспорту российских образовательных услуг.

Важно, что некоторые наши преподаватели проживают за рубежом, и мы намерены эту сеть расширять.

― Когда и как можно поступить?

― Вся информация есть на сайте университета. Прием документов проходит с 20 июня по 10 августа включительно. А заявку можно подать уже сейчас, чтобы быть в курсе всех новостей.

― Вы можете подробнее сказать о том, что требуется для поступления?

― При поступлении проводится так называемый конкурс портфолио. Это набор документов, который включает в себя мотивационное письмо, эссе на тему предполагаемой тематики исследовательской деятельности в магистратуре и документ, подтверждающий наличие богословской подготовки. Сейчас существуют разные программы по богословию, в том числе и в зарубежных вузах, мы смотрим на объем программ и состав. Предполагается, что основной корпус богословских дисциплин был изучен.

― Получается, что люди могут в дистанционной форме у вас же освоить программу переподготовки по теологии, а дальше ― магистратура?

― Да. Причем, начав почти с нуля, если учесть еще наличие программы базового уровня «Основы Православия».

― Что Вы считаете главным для успешного завершения обучения?

― Вера, терпение, усердие, интерес к знаниям и стремление к развитию.

Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги