«Хронологическая учебная Библия» (Chronological Study Bible), подготовленная к печати крупнейшим американским христианским издательством Thomas Nelson в городе Нэшвилл, штат Теннесси, как и любые другие издания Священного Писания, начинается словами «В начале» и заканчивается словом «Аминь». Однако во всем остальном порядок расположения текстов радикально отличается от традиционного.
Целые книги — в частности, Псалмы — разделены на фрагменты, которые вставлены в иные разделы Писания. Наоборот, многие книги соединены, образуя девять повествовательных циклов, именуемых в издании «эпохами». Так, в раздел, посвященный царю Давиду, включены тексты из 2-й книги Самуила (в греческой традиции — 2-я книга Царей) и Псалтири, которые сопровождаются картами и примечаниями. Например, сразу за историей Давида и Вирсавии следует псалом 51 (в греческой традиции — 50), в котором царь-псалмопевец кается в содеянном. Аналогично издатели соединили в единое повествование все четыре Евангелия.
При этом содержание новой Библии полностью соответствует обычному протестантскому канону, включающему 66 книг. Каждый стих «Библии короля Иакова» есть и в новой «Хронологической Библии».
Издатели утверждают, что столь радикальное преобразование позволит читателям увидеть библейские тексты в их историческом и духовном контексте, а также взаимосвязи между различными частями Писания. Как подчеркивает Уэйн Хастингс, вице-президент издательства Thomas Nelson, «Хронологическая Библия» не рассчитана на новичков. Его коллега Боб Сэнфорд отмечает, что данное издание следует рассматривать не как замену традиционной Библии, а как учебное пособие.
Порядок расположения библейских текстов определяется хронологией описываемых в них событий, а не временем их написания. С таким подходом не согласен Дуг Найт, профессор Еврейской Библии в Богословской школе Vanderbilt. По его словам, многие книги Библии были написаны намного позже описанных в них событий — например, книга Иисуса Навина рассказывает о позднем бронзовом веке, но была составлена предположительно несколькими веками позднее. По мнению профессора Найта, релевантной в таком случае является информация о времени написания книги.
В первую очередь, считает Найт, это относится к книге Даниила, описывающей события VI века до Р.Х., но написанной, по мнению многих библеистов, во II веке до Р.Х., во времена правления Антиоха IV Эпифана — как призыв к народу Израиля хранить веру, несмотря на гонения со стороны язычников-эллинистов.
Впрочем, не все библеисты разделяют скептицизм профессора Найта. Ричард Хесс, профессор Ветхого Завета в Денверской семинарии, штат Колорадо, считает, что «Хронологическая Библия» станет полезным пособием для изучения Писания. Например, читатель лучше поймет разделы книги Исайи, которые рассказывают об угрозе со стороны Ассирийской империи, читая параллельно отрывки из 2-й книги Царей (в греческой традиции 4-й Царств) и 2-й книги Хроник (Паралипоменон), описывающие противостояние израильтян и ассирийцев. Тем самым пророчества изучаются в их историческом контексте.
Впрочем, профессор Хесс признает, что у концепции «Хронологической Библии» есть существенные недостатки. Расчленение любой книги Библии неизбежно нарушает ее литературное и богословское единство, подчеркивает он.
Более того, критики нового издания вообще сомневаются, можно ли назвать его «Библией». Филип Таунер, декан Института библейских исследований имени Юджина Найды при Американском библейском обществе, считает, что «Библией» можно называть только собрание книг Священного Писания, расположенных в традиционном порядке.
Следует, однако, отметить, что порядок и состав библейских книг не совпадает в различных традициях — иудейской, православной, католической, протестантской. Не является особым новшеством также идея соединить в единое повествование все четыре Евангелия — несколько веков в Ранней Церкви большой популярностью пользовался так называемый «Диатессарон».
Издательство Thomas Nelson ежегодно продает 10,5 млн экземпляров Библии — примерно в 1500 различных вариантах. Первый тираж «Хронологической учебной Библии», который поступит в продажу в сентябре, составит не менее 75 000 экземпляров. Предполагается, что в первую очередь новое издание заинтересует тех, у кого уже есть не менее трех различных вариантов Священного Писания.
По материалам западных информагентств
Патриархия.ru