Право современных детей на религиозное воспитание, в том числе школьное, предусмотрено рядом международных документов, утверждает финский теолог, доктор наук Юри Комулайнен.
«Международные документы о правах ребенка утверждают право на здоровое возрастание, в том числе и в области религии», — заявил Ю. Комулайнен, выступая на XIV богословских собеседованиях Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии в Санкт-Петербурге.
Он отметил, что хотя декларации прав ребенка ООН «немногословны» в отношении религиозного воспитания, однако они закрепляют за детьми право на «гармоничное и нормальное развитие в области религии».
Так, в 1959 году Генассамблея ООН определила, что ребенку нужно обеспечить возможность развиваться в том числе и «духовно» — «здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства». Конвенция о правах ребенка от 1989 года предполагает уважение права ребенка на «свободу мысли, совести и религии».
«Можно было бы утверждать, что в заявленные права ребенка все равно входит право получать религиозное воспитание», — считает теолог.
Ю. Комулайнен также рассказал о том, что, хотя в последние десятилетия в Финляндии пути Церкви и школы во многом разошлись, в финских классах, однако, преподают религию «в соответствии с верой ученика» и «в положительном духе свободы вероисповедания».
«Целями учебных программ ставится поддержание духовного возрастания ребенка. В этом смысле между школой и Церковью не существует принципиальных разногласий. Например, в содержание евангелическо-лютеранских курсов для младших классов входят такие важные для Церкви темы, как "Бог — Отец и Творец", "Благословение Господне и учение Иисуса о Божией заботе"», — сообщил он.
Эти темы, по его словам, включены в учебную программу «Доверие и безопасность», само название которой также указывает на ее взаимосвязь с «духовным возрастанием ученика».
Православная Церковь в Финляндии, подчеркнул Ю. Комулайнен, еще более отчетливо проводит эту взаимосвязь, называя целью преподавания православной веры «укрепление и поддержку православной самобытности ученика».
«Православное образование стремится передавать традицию своей Церкви глубже, чем это делают в Евангелическо-Лютеранской Церкви», — отметил финский теолог, слова которого цитирует «Интерфакс».