9-10 октября в рамках XIX ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошла работа секции «Интерпретация и восприятие наследия святителя Филарета, митрополита Московского в конце XIX — начале XX вв.».
В докладе «Концепция Церкви святителя Филарета и экклезиология св. Иоанна Кронштадтского» священник Павел Хондзинский обозначил две основные богословские проблемы Синодального периода: о существе и границах Церкви и о проблеме слова, его сакральной значимости. Были рассмотрены взгляды двух крупнейших богословов эпохи — святителя Филарета Московского и святого Иоанна Кронштадтского. Докладчик приходит к выводу, что Иоанн Кронштадтский, исходя во многом из воззрений святителя Филарета, усиливает экклезиологический аспект действенности слова и, в этом смысле, дополняет святителя.
Профессор Константин Саймон из Папского Восточного института представил доклад об известном русском богослове И.Н. Корсунском, специалисте по языку древней и святоотеческой Греции, церковной истории. «Плутарх современных иерархов русского Православия», — так называл его обер-прокурор Синода К. Победоносцев. Как Плутарх создавал биографии великих людей Греции и Рима, так Корсунский описывал жизнь современных ему святителей Амвросия Харьковского, Виссариона Костромского, Владимира Тамбовского и др. Величайшим творением историка стало произведение «Святитель Филарет, митрополит Московский. Его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени». Две стороны деятельности преосвященного наиболее интересовали Корсунского: русский перевод Библии и глубокие проповеди.
Доклад Г.В Бежанидзе, кандидата богословия, доцента ПСТГУ, «Церковно-государственная концепция святителя Филарета и ее восприятие во второй половине XIX в.» был посвящен церковному учению о государственной власти и церковно-государственным взаимоотношениям. До святителя Филарета никто не раскрывал эту тему так ясно и последовательно. Святитель никогда не избирал из двух зол меньшее и даже в безвыходной ситуации действовал в соответствии со своим внутренним убеждением. Творческое наследие святителя — сокровищница духовной мудрости — только начинает открываться для нас.
Второй день работы секции открылся докладом И.Ю. Смирновой (Издательский отдел Троице-Сергиевой лавры) «Святитель Филарет и традиция исихазма». Творения Григория Богослова, Максима Исповедника, Григория Паламы были хорошо известны святителю. В его проповедях появляются темы блаженства в Боге, созерцания Божественного света, Иисусовой молитвы. Митрополит следил за изданием переводов творений святых отцов, самые трудные места переводил лично.
Н.Ю. Сухова (ПСТГУ) выступила с докладом «Вопросы предания и авторитета в экклезиологии святителя Филарета». Эта тема появляется в проповедях митрополита на протяжении всей его жизни. Писание и Предание не просто связаны между собой — это единое Божественное откровение. Церковный авторитет должен проверяться Преданием через Писание.
О том, как воспринимали личность святителя Филарета в XIX в., рассказал А.П. Дмитриев (ИРЛИ, Санкт-Петербург) на примере дневников современников и печатных изданий.
Заседания Филаретовской секции проходят на подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве уже три года. Работа секции является итогом встреч филаретовской группы Свято-Тихоновского университета. В течение года проходят заседания, посвященные отдельным моменьтам деятельности святителя Филарета. Задача Филаретовской группы определить место митрополита в русской богословской мысли, культуре и обществе XIX века.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru