В Кремле состоялось первое заседание Попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. В заседании приняли участие президент России Дмитрий Медведев и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, Ваше Преосвященство, досточтимые дамы и господа!
Сердечно рад приветствовать всех Вас на первом заседании попечительского совета благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.
Ново-Иерусалимский монастырь является жемчужиной монастырской архитектуры середины XVII века.
Он был построен по воле Святейшего Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича как духовный центр Православия. Весь комплекс зданий был призван отражать вековые представления о Руси как о Третьем Риме.
Новая обитель в излучине реки Истры, созидалась как пространственная икона Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представлявшая собой единый церковный организм и привлекавшая множество паломников.
Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находящихся в нем памятных мест, связанных с Искупительным Подвигом Христа Спасителя.
Русские люди, не имевшие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, получили возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многих других святынь.
Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа. Он созидался как образ Иерусалима Горнего.
Согласно летописным данным, Патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии, «великой церкви» Константинополя, в которой по представлениям русского человека ежедневно Литургия совершалась на новом престоле в продолжение всего годового круга.
По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей — каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы и принявшие Святое Крещение немцы, евреи, поляки.
Разноплеменным был и состав монастырских работников. Особое внимание уделялось переселенцам: карелам, литовцам, белорусам, полякам. Дети из этих семей, как и дети местных крестьян, получали в обители начальное образование и ремесло. Они обучались и церковным художествам, в том числе — иконописи, резьбе по дереву и камню, изразцовому делу. Мастера Нового Иерусалима создали высочайшие образцы православного искусства, отмеченные органичным слиянием греческих, древнерусских и западнорусских традиций.
Воскресенский монастырь изначально ориентировался на общежительные лавры Святого Афона и прославленные древнерусские монастыри. Высокая молитвенная жизнь и хозяйственные послушания иноков сочетались здесь с занятиями стихосложением, летописанием, художественными ремеслами, с интересом к истории, медицине и другим наукам.
Храм Воскресения Христова был храмом-проповедью, включавшим множество текстов, которые наряду с иконами, живописью и глубоко символичным изразцовым убранством способствовали духовному просвещению богомольцев. Все это обусловило уникальность Нового Иерусалима, сознававшуюся его многочисленными вкладчиками. Особенно щедро благотворительствовала обители Августейшая семья. Почти все члены дома Романовых жертвовали средства на устроение в Воскресенском соборе приделов.
Многообразие церковно-исторических, богословских и архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определило масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится, в первую очередь, к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца XVII до начала XX столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры и под Казанью, на Соловках и на Валааме. Многие из них были разрушены в период воинствующего безбожия и ныне возрождаются. Пришло время и для восстановления Нового Иерусалима, многие идеи которого не были воплощены в полной мере, оставляя место нашему участию, нашей лепте в эту сокровищницу Вселенского Православия.
Перед Воскресенской обителью стоят ныне большие задачи. Предстоят огромные реставрационные работы, обширное новое строительство, возрождение общежительной монашеской жизни с ее церковно-историческими и литургическими традициями, возобновление издательской, музейной, паломнической деятельности. Все эти направления содержит разработанная в настоящее время Концепция развития монастыря.
Хочется напомнить слова замечательного ученого Никодима Кондакова о том, что Константинопольский храм Святой Софии сделал для роли Византийской империи больше, чем многие ее войны.
Не меньше для духовного возрождения России и единения православных народов может сделать Новый Иерусалим, восстановленный как великая святыня христианского мира и как современный духовно-воспитательный и образовательный центр, призванный раскрывать всем, и особенно — молодежи, душеполезный смысл нетленных ценностей нашего Отечества.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси