Беседа корреспондента портала Православие.ru с представителем Американской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, настоятелем храма святой великомученицы Екатерины на Всполье архимандритом Закхеем (Вудом) посвящена избранию нового Предстоятеля Православной Церкви в Америке.
― Отец Закхей, вполне закономерно, что для многих в России стало большой неожиданностью избрание такого молодого, можно сказать, не очень известного архиерея Предстоятелем Американской Православной Церкви. Не могли бы вы дать свой комментарий, высказать свое мнение по этому поводу?
― Я думаю, что для многих чад Православной Церкви в Америке это тоже было неожиданным выбором, потому что владыка Иона к началу Собора всего 11 дней как был епископом. Поэтому когда обсуждались кандидатуры на пост Митрополита до начала Собора, то разных архиереев представляли мы на этом посту, а имя владыки Ионы не упоминалось. Мы думаем и искреннее верим, что Сам Господь избрал его на служение Митрополита всей Америки и Канады. Это была не человеческая политика, не человеческое желание. Это действительно было видно всем после его мудрого разговора с народом и выступления накануне выборов. Было видно, что это действительно богоизбранный человек для должности Митрополита.
― В связи с этим не могли бы вы уточнить какие-то особенности выборного процесса в Американской Церкви. Совершенно очевидны некоторые отличия выборов Предстоятеля в разных Поместных Церквах. Вкратце, какова ваша практика?
― У нас действует такая система, при которой все делегаты Собора имеют возможность принимать участие в голосовании при выборе Митрополита. Все делегаты Собора должны написать на специальной бумаге одно имя. После подсчета бюллетеней, если один кандидат получает две трети голосов, то эта кандидатура передается для утверждения Священному Синоду. При этом окончательное решение принимает именно Синод. А если ни один кандидат не получает двух третей голосов, тогда вторым туром Синоду предоставляются две кандидатуры на должность митрополита, набравшие больше голосов. Многие не знают четко нашей системы и думают, что это «какая-то американская демократия». На самом деле, делегаты просто показывают Синоду своего кандидата, но Синод не обязан выбирать именно его. В истории нашей Церкви бывали случаи, когда Синод в итоге выбирал другого кандидата, а не того, который получал большинство голосов делегатов Собора.
В этот раз большинство голосов было отдано епископу Ионе и немного меньше архиепископу Чикагскому и Среднезападному Иову. Синод выбрал владыку Иону. Получилось, что решение Синода совпало с желанием народа, желанием членов Собора.
― Делегатами Собора могут быть и миряне и клирики?
― Минимум от каждого прихода направляются в качестве делегатов на Собор по одному священнику и мирянину, но их может быть и больше в зависимости от размера прихода. Как мы понимаем, наша система очень похожа на организацию Поместного Собора 1917 года в России.
― Известно, что владыка Иона достаточно хорошо знаком с церковной жизнью в России. У него есть здесь непосредственные духовные связи. В то же время мы знаем, что он занимался миссионерской деятельностью. Как вы думаете, избрание его Предстоятелем может повлиять на развитие новых миссионерских программ, на новый импульс в развитии духовного образования в Американской Церкви?
― Сейчас можно смело сказать, и все это чувствуют, что избрание владыки Ионы Предстоятелем Православной Церкви в Америке ― это новый этап, новая страница в жизни нашей Церкви. Я думаю, именно поэтому все голосовали за него. Недавно в нашей Церкви был очень тяжелый период, и люди уже устали от этого. Поэтому они хотели чего-то нового. Владыка Иона не связан ни с какими скандалами, он как чистый новый человек.
Поэтому я уверен, что это будет какая-то новая страница в истории нашей Церкви: он очень энергичный, достаточно молодой ― 49 лет. И действительно им движет миссионерское стремление. Он произнес очень яркую речь на Соборе, в которой говорил о своих планах и желаниях, говорил о том, что он очень хочет увидеть православные школы, православные больницы, служение православных священников в университетах Америки. Наличие огромного желания работать у него совершенно очевидно, и я искренне надеюсь, что мы все ― его духовные чада, православные священники и миряне Православной Церкви в Америке ― будем вместе поддерживать его начинания, которые мне кажутся очень интересными и полезными. Если мы будем работать все вместе, то их осуществление вполне реально.
― Напоследок хотелось бы спросить: какими вы видите дальнейшие перспективы развития отношений наших двух Церквей?
― Поскольку митрополит Иона жил здесь, в России (он год пребывал на Валааме и, как написано в его биографии, наместник владыка Панкратий ― его духовник), то я думаю, что его любовь к Русской Церкви будет совершенно естественной и искренней, и это очень важно. Мы всегда помним, что получили автокефалию от Русской Православной Церкви, и связи между нашими Церквами для всех нас жизненно необходимы. Действительно, благодаря Русской Православной Церкви, ее миссии Православие и существует на Американском континенте. Эта духовная традиция, начинавшаяся с Валаама, с преподобного Германа Аляскинского, со святителя Тихона, продолжается, и мы должны торжествовать в этом духовном единстве с Русской Православной Церковью. Думаю, что под мудрым руководством Блаженнейшего Митрополита Ионы эта традиция будет продолжаться и развиваться, и мы все на Московском подворье Православной Церкви в Америке будем искренне и с радостью поддерживать его деятельность по поддержанию этих связей.
Беседовал иеромонах Игнатий (Шестаков), Православие.ru