Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Католикос Гарегин II поблагодарил эмира Шарджи за содействие в реставрации монастыря Агарцин и строительстве армянского храма в ОАЭ

Католикос Гарегин II поблагодарил эмира Шарджи за содействие в реставрации монастыря Агарцин и строительстве армянского храма в ОАЭ
Версия для печати
28 ноября 2008 г. 12:39

Патриарх-Католикос всех армян Гарегин II, в ходе состоявшегося в понедельник визита в Объединенные Арабские Эмираты, встретился с членом Высшего Совета ОАЭ, принцем эмирата Шарджа шейхом Султаном бин Мохаммедом аль Касими. Об этом «Благовест-инфо» сообщили в пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина.

Приветствуя Патриарха, эмир Шарджи с особой теплотой отозвался о своей поездке в Армению три года назад. Именно тогда шейх посетил монастырь Агарцин и был настолько впечатлен его красотой, что принял решение предоставить необходимые для реставрации и благоустройства монастыря более 1,7 млн. долларов.

В свою очередь, Гарегин II высоко оценил отношение властей ОАЭ к представителям местной армянской диаспоры. В частности, Католикос поблагодарил шейха за содействие в строительстве армянской церкви в Шардже и за финансирование реставрационных работ монастырского комплекса IX века Агарцин в Тавушской области Армении.

Эмир высоко оценил потенциал армян, проживающих на Ближнем Востоке. «Армяне благочестивы, склонны повышать свою образованность и привержены к наукам, что особо ценится в армянских семьях», — сказал принц. Он также отметил, что последовательно осведомляется о ходе реставрационных работ монастыря Агарцин.

В ходе встречи собеседники коснулись важности межрелигиозного диалога, толерантности к иным религиям и культурам в ОАЭ.

Во встрече принимали участие глава епархии Армянской Апостольской Церкви в Дамаске епископ Армаш Налбандян и главный банкир эмирата Шарджа Варужан Нергизян.

Название монастыря Агарцин, расположенного в окрестностях курортного Дилижана, в переводе означает «игра орлов». Его первые скромные строения датируются IX веком. Основные памятники монастыря сохранились до нашего времени.

Самая древняя постройка комплекса — церковь Сурб Григор (ХI в.), которая снаружи имеет прямоугольную, а изнутри — крестообразную форму. В -XIII вв. перед входом в церковь был построен притвор, именуемый по-армянски гавит. Он был возведен над усыпальницей, расположенной перед входом в церковь. Четыре мощные колонны и восемь полуколонн поддерживают сводчатый купол здания. На куполе находится световое отверстие — ердик, которое играло роль дымохода в древнеармянских зданиях. Наружные стены выложены из гладких сероватых камней; внутри здание имеет богатое убранство. Одинаковые архитектурные элементы выглядят совершенно по-разному, будь то колонны, оконные проемы или своды. Все вокруг украшено барельефными узорами, изображениями людей и птицы.

Главная церковь Сурб Аствацацин (Св. Богородицы) возведена в 1281 году. Голос поющего в середине храма слышен далеко за пределами монастыря. Акустика армянских храмов до сих пор является тайной для современных архитекторов. Сурб Аствацацин – самое крупное сооружение ансамбля. Его высокий купол состоит из 16 граней и украшен изящными арками. Портал входа богато украшен живописной резьбой. На одной из стен находится барельеф с изображением двух людей в монашеском одеянии, а между ними высечен макет церкви и изображение голубя с распахнутыми крыльями.

Церковь Сурб Степанос (1244 г.) является миниатюрной копией главного собора. На южной стене расположены солнечные часы. Здесь также сохранилась надпись о реставрации церкви в ХVII веке, а рядом находится часовня XII века, а также усыпальница царского рода Багратуни, датируемая XII веком, и притвор церкви Сурб Григор. К сожалению, сохранились лишь надгробные плиты с именами царя Смбата и царя Гагика из рода Багратуни.

На территории ансамбля находится также трапезная, построенная в 1248 году. Это один из лучших памятников средневековой Армении. Здание трапезной — прямоугольное помещение длиной около 20 метров. Двумя массивными столбами она разделена на две, почти квадратные, части. Столбы лишь отмечают границу залов, не мешая целостности его восприятия. Весь огромный зал трапезной перекрыт сетью перекрещивающихся арок. Массивные и тяжелые, они нарочно очень низко опущены на пристенные колонны. Благодаря этому визуально увеличен их пролет, что придает легкость всей конструкции. В центрах купола каждой из частей трапезной находятся восьмигранные световые отверстия — ердики, служащие не только для выхода дыма, но и для освещения внутреннего пространства. Поскольку трапезная предназначалась для приема многочисленных гостей и богомольцев, вдоль стен располагались длинные каменные скамьи. Широкий арочный проем в ее западной части, вероятно, был предусмотрен для входа и выхода многочисленных паломников и внесения больших котлов с пищей. Рядом с трапезной сохранились остатки кухни. Здесь сохранился и тоныр — печь в виде углубления в рост человека, стены которой лепились из глины. В печи и сегодня выпекают армянский хлеб — лаваш.

Агарцинский монастырь был одним из центром духовного образования Армении. На его территории действовала монастырская школа, здание которой почти неизмененным сохранилось до наших дней. Здесь обучали и духовным, и светским дисциплинам.

«Благовест-инфо»/Патриархия.ru

Другие новости

Началась работа над проектом «Русское присутствие в Святой Земле»

При участии Издательского Совета в парке искусств «Музеон» в Москве пройдет молодежный фестиваль книжной культуры «Пространство Слова»

Святейший Патриарх Кирилл посетил Музей современной иконы в Валаамском монастыре

Во Владикавказе проходит книжная выставка-форум «Радость Слова»

В Коневском монастыре открылся III Христианский молодежный форум ХМКК

Состоялась рабочая встреча председателя Издательского Совета с председателем правления Союза писателей России и вице-президентом Российского книжного союза

Открылась виртуальная выставка, посвященная 500-летию Новодевичьего ставропигиального монастыря

Издательский Совет открывает премиальный сезон литературного конкурса «Новая библиотека»

Санкт-Петербургская духовная академия и Государственный музей-заповедник «Петергоф» подписали договор о сотрудничестве

В подмосковном Сергиевом Посаде открылась фотовыставка «Царская семья: любовь и милосердие»