Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии «Мученики, мученичество, христианское свидетельство»

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на совместной конференции Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии «Мученики, мученичество, христианское свидетельство»
Версия для печати
2 ноября 2017 г. 16:57

2 ноября 2017 года в Большом зале Отдела внешних церковных связей открылась совместная конференция Русской Православной Церкви и Евангелической церкви в Германии «Мученики, мученичество, христианское свидетельство». Первая часть конференции посвящена теме «Гонения на христиан в современном мире. Усилия Церквей по оказанию помощи христианским общинам Ближнего Востока». Со словом к собравшимся обратился председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион.

«Те, кто не желал подлинной победы Воскресшего,
должны были изничтожить всякую о Нем память
и, в первую очередь, умертвить свидетелей»

(из слова Святейшего Патриарха Кирилла
после Литургии на Бутовском полигоне 21 мая 2016 г.)

Гонения на христиан стали сегодня фактором, подталкивающим христианские общины всего мира к совместному солидарному свидетельству о Воплощенном Слове. Православные, католики и протестанты объединяют свои дипломатические и гуманитарные усилия для поддержки страждущих братьев и сестер во Христе. «Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены», — пишет апостол Павел (1 Кор. 12. 26-27).

Гонения вовсе не являются чем-то новым для Церкви Христовой. Сам Господь сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:10). Тема мученического свидетельства проходит основным мотивом через все учение Христа. Посылая апостолов на проповедь, Он предрекает: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками… Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:16-22).

Вся христианская история носит на себе печать мученичества. Подвиг мучеников, готовых отдать за Христа свою жизнь, стал живым свидетельством того, что и врата ада не одолеют Христову Церковь (Мф. 16:18). Борьба с христианами привела не к уничтожению последователей Спасителя, а к увеличению их числа. Сами мучители удивлялись крепости духа христиан.

Церковь Христова была повсеместно гонима в первые три века своего существования. В течение последующих веков христиане в разных регионах мира претерпевали гонения со стороны арабов, монголов, турок и других народов. Начало XX века было ознаменовано таким страшным событием, как геноцид христианских народов в Османской империи.

Ровно сто лет назад в Российской империи произошла революция, которая привела к невиданным доселе гонениям на Церковь. Она подверглась почти повсеместному разгрому: архиереев и священников расстреливали, храмы взрывали и оскверняли, монастыри и духовные школы закрывали.

Подвиг мучеников — это общее достояние христиан разных конфессий. В годы гонений в СССР преследованиям подвергались и православные, и католики, и протестанты. Зачастую представители разных течений оказывались в одной тюремной камере. То, что объединяло христиан в те годы, было гораздо более значительным, чем то, что разделяло их, ибо объединяющей силой стала любовь и верность Христу.

В XX веке и в других регионах мира имели место гонения на христиан, например, в гитлеровской Германии и Мексике. Верующих во Христа не предавали на смерть за те или иные поступки или преступления, но планомерно и систематически уничтожали только за то, что они исповедовали Христа Богом и Спасителем.

«Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел», — объясняет Спаситель (Ин. 15:18). Взаимоотношения между христианами и земным миром так характеризуются евангелистом Иоанном: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» (Ин. 1:10). Он же свидетельствует о пророческих словах Спасителя: «Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3). Эти слова как нельзя лучше характеризуют сегодняшние гонения на последователей Христовых. Террористы, которые преследуют христиан на Ближнем Востоке и в Африке, скандируют религиозные лозунги.

Совершая свои злодеяния, убивая христиан, экстремисты утверждают, что делают это во имя Аллаха. Однако мусульманские лидеры всего мира решительно осуждают их преступления.

Наиболее тяжелая для христиан обстановка сложилась на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Христиане оказались на пути политических или экономических интересов тех государств, которые не гнушаются использовать для достижения своих целей террористов, выдавая их за борцов за свободу и демократию.

Систематическое истребление христиан на протяжении последних лет привело к тому, что христианское присутствие в регионе стремительно сократилось. В Ираке до 2003 года проживало около полутора миллионов христиан, принадлежавших к разным Церквам, сегодня осталось около полутора сотен тысяч. Из Сирии за шесть лет уехали до трех четвертей христиан. В Ливии христианство практически полностью уничтожено. Страшные преступления совершают экстремисты в Нигерии и других странах Африки: христиан убивают целыми деревнями, жгут церкви, похищают священников и пасторов. Во многих других странах тысячи христиан ежедневно подвергаются дискриминации и гонениям.

Русская Православная Церковь была одной из первых, которая во всеуслышание заявила о гонениях на христиан. Московский Патриархат с самого начала «арабской весны» выражал серьезную озабоченность положением христианского населения Ближнего Востока и Африки. Мы поставили своей целью повсеместно говорить о страданиях единоверцев, прорывать тот «заговор молчания», который организовали средства массовой информации.

30 ноября 2011 года Московский Патриархат провел в российской столице первый международный форум на тему гонений на христиан, он носил название «Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан». На эту конференцию собрались религиозные лидеры и эксперты из многих стран мира.

В течение всех последующих лет Русская Православная Церковь прилагала и ныне прилагает разносторонние усилия для защиты прав гонимых христиан.

Тема преследований и дискриминации христиан регулярно поднимается нами на площадках международных организаций. Представители Московского Патриархата неоднократно выступали в защиту прав христиан в Организации Объединенных Наций и в Совете ООН по правам человека. Мы говорим о бедственном положении христиан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в Европейском парламенте и других международных организациях.

Не проходит практически ни одной встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, где не поднимался бы вопрос положения христианских общин Ближнего Востока и Африки.

Темы борьбы с терроризмом и защиты христиан мы постоянно поднимаем в диалоге с политическими лидерами. Московский Патриархат призывает к созданию единой всемирной антитеррористической коалиции, которая объединила бы политических и религиозных лидеров всего цивилизованного мира.

Сегодня благодаря решительным действиям российской армии террористы почти полностью разгромлены в Сирии. Стремительно тает их присутствие в Ираке.

Главным вопросом, который сейчас необходимо решать, является вопрос возвращения христиан в родные места. А для этого необходимо, во-первых, обеспечение безопасности, во-вторых, восстановление жилья и инфраструктуры, в-третьих, реставрация храмов и молитвенных помещений.

Восстановление храмов и общинных центров — один из ключевых факторов, способствующих возвращению христиан. Таков результат исследования ситуации в Ираке, проведенного совместной группой благотворительных христианских организаций¹. Есть свидетельства того, что в Ираке и Сирии христиане возвращаются в те места, которые очищены от боевиков, и где восстанавливаются храмы. В Сирии быстро движется восстановление храмов Маалюли, в иракской Ниневии открывают свои двери храмы Каракоша, Бартеллы, Тель-Эскофа. Во многом это стало возможным благодаря успешной борьбе с террористами, стимул которой задала Россия своей операцией в Сирии. Следует сказать, что российские военные с пониманием относятся к необходимости оказания помощи беззащитным христианским общинам, и оказывают содействие в доставке гуманитарных грузов. Российские саперы занимаются разминированием храмов в сирийском Алеппо и других городах.

Мы полагаем, что роль христианских Церквей, выступающих с мирными и благотворительными инициативами, должна быть активной. А потому в последние годы поиск практических путей поддержки страждущих христиан является одной из основных тем в повестке диалога Русской Православной Церкви с различными христианскими конфессиями.

Так, главным мотивом состоявшейся в феврале прошлого года на Кубе встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала наша общая озабоченность страданиями христиан в современном мире, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Значительная часть совместной декларации, подписанной Предстоятелем Русской Православной Церкви и главой Римско-Католической Церкви, была посвящена этой теме. Лидеры двух крупнейших христианских мировых общин призвали международное сообщество «к незамедлительным действиям для предотвращения дальнейшего вытеснения христиан с Ближнего Востока», призвали сплотиться, чтобы «покончить с насилием и с терроризмом, и одновременно через диалог содействовать скорейшему достижению гражданского мира». Одним из главных результатов этой встречи стал ощутимый рост в глобальном масштабе внимания к проблеме массового исхода христиан из того региона, где началось распространение нашей веры, и тем трагическим событиям, которые унесли тысячи жизней, оставив без крова и средств к существованию миллионы людей, привели к уничтожению святынь, храмов и монастырей.

Первым этапом нашего взаимодействия по поддержке христианского населения на Ближнем Востоке практически сразу после гаванской встречи стал визит в Ливан и Сирию группы представителей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви. Двусторонняя делегация имела возможность встретиться с главами Маронитской и Сиро-Яковитской Церквей, с Апостольскими нунциями Ливана и Сирии, а также с представителями ряда других христианских общин. Проведенные в ходе поездки встречи и консультации стали основой для разработки дальнейших совместных проектов, направленных на поддержку терпящих бедствие братьев и сестер. В качестве одного из шагов на этом направлении ведется работа по созданию перечня разрушенных святынь древней сирийской земли. Это важно для более системного их восстановления в будущем. Опыт показывает, что существование храма или сохранение хотя бы небольшого молитвенного помещения как центра общественной жизни и консолидации христианского населения региона имеет очень большое значение для сохранения христианского присутствия в соответствующих городах и селениях.

Еще до встречи Патриарха и Папы, в марте 2015 года, в Совете ООН по правам человека было принято заявление «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке», которое инициировали Россия, Ватикан и Ливан при участии Русской Православной Церкви. Этот документ, подписанный 65 странами, стал первым заявлением такого уровня, где происходящее с христианами на Ближнем Востоке было названо геноцидом.

В свете целенаправленных усилий по оказанию помощи страждущим христианам Ближнего Востока и Северной Африки приобрели новое значение контакты Русской Православной Церкви с ориентальными Церквами. Плоды так называемой «арабской весны» и бедственное положение местных христиан мы могли впервые лично увидеть в ноябре 2011 года, когда состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в пределы Антиохийской Православной Церкви в Сирию и Ливан. В 2014-2015 годах состоялись визиты в Россию Патриарха-Католикоса Ассирийской Церкви Востока Мар Дынхи IV, Патриарха Коптского Феодора II, Сиро-Католического Патриарха Антиохийского и всего Востока Игнатия Иосифа III Юнана, Сиро-Яковитского Патриарха Игнатия Ефрема II. Гостями отмечалась важная роль Российского государства и Русской Православной Церкви в деле защиты христиан на Ближнем Востоке.

Для поддержки наших сирийских братьев мы также стараемся использовать потенциал сотрудничества с инославными христианами и другими религиозными общинами в России. При организационном содействии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации жителям Сирии оказывается гуманитарная помощь. В рамках этого Совета была сформирована специальная межрелигиозная рабочая группа, в состав которой включены представители не только христианских церквей, но и мусульманских общин нашей страны, государственные и общественные деятели, представители военного ведомства. Проходит сбор средств для закупки предметов первой необходимости. На сегодня уже две партии гуманитарных грузов доставлены в Сирию и распределены непосредственно среди пострадавших от конфликта людей. Самое активное участие в сборе средств для приобретения первых партий гуманитарной помощи приняли православные храмы Москвы.

Несколько недель назад по просьбе Русской Православной Церкви и при содействии Центра по примирению враждующих сторон представители Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» привезли для двух с половиной тысяч учеников православных воскресных школ в Латакии все, что нужно для школьных занятий, а также игры и игрушки из России. В ближайшее время в московских воскресных школах планируется акция по сбору помощи воскресным школам в храмах сирийских городов, пострадавших от войны.

За последние годы при нашем участии были проведены несколько крупных международных форумов, посвященных теме преследования христиан. Так, совсем недавно в столице Венгрии прошла конференция на тему: «В поиске подходящих ответов на кризис, который долго не хотели признавать». В ней приняли участие руководство страны и лидеры христианских общин, в том числе, с Ближнего Востока.

При участии Русской Православной Церкви Ассоциация Билли Грэма в мае этого года организовала в Вашингтоне Всемирный саммит в защиту гонимых христиан, в котором приняли участие представители многих стран, в том числе те, кто сами побывали в руках террористов или явились свидетелями преследований и гонений христиан. Во время моей встречи с вице-президентом США Майклом Пенсом на полях саммита я донес нашу общую озабоченность до сведения американского руководства, поскольку оно является одним из ключевых центров принятий решений, влияющих на ситуацию в регионе. Мы будем развивать инициативу проведения подобных форумов.

Надеемся также использовать международный авторитет Всемирного совета церквей и других межхристианских организаций в привлечении внимания к данной проблеме, совместно отслеживать ситуацию, касающуюся положения христиан в отдельных странах Ближнего Востока и Африки, и развивать межхристианское сотрудничество по противодействию преследованиям и дискриминации христиан.

Предлагаю Евангелической церкви в Германии присоединиться к нашим усилиям. Хотел бы надеяться, что общее стремление сохранить христианство на Ближнем Востоке будет обретать все более осязаемые формы практического сотрудничества.

Интересы гонимых христиан Русская Православная Церковь защищает и на полях межрелигиозного диалога. Мы обсуждали этот вопрос в контактах с Организацией исламского сотрудничества, которая официально выступила против преследований христиан в 2014 году. Свою позицию мы доносили до собеседников в Организации по культуре и исламским связям Ирана и Управлении по делам религии Турции. Я посещал исламский университет «Аль-Азхар» в Египте, встречался с его руководством, преподавателями и студентами. Вопрос преследований христиан поднимался нами перед исламскими лидерами Сирии, Ирака, Йемена и других регионов. Он постоянно обсуждается в диалоге с политическими лидерами мусульманских стран.

Межрелигиозный диалог является эффективным инструментом для защиты наших гонимых братьев и сестер. Так, в России мусульманские и иудейские лидеры неоднократно высказывались в защиту христиан Ближнего Востока. На заседании Межрелигиозного совета России 21 февраля этого года Святейший Патриарх Кирилл высказал им слова благодарности за проявленную солидарность. В защиту христиан высказывались и мусульманские лидеры Сирии, Турции, Египта, ОАЭ, Марокко, Иордании.

Поле межрелигиозного диалога — это та перспектива, которая обеспечит христианам Ближнего Востока мирное и уважительное отношение со стороны мусульманского большинства.

Сегодня наступило время, когда феномен гонений на христиан требует исчерпывающего осмысления, дабы обеспечить верное и полноценное понимание дальнейших действий и перспектив.

Нам известно, что христианские исследователи в Германии ведут немалую работу над богословским научным осмыслением феномена современных гонений на христиан. Внимания заслуживают разносторонние труды профессора Томаса Ширрмахера, который не только анализирует факты преследований христиан в своих публикациях, но и участвует в мероприятиях на эту тему, занимается вопросами межрелигиозного диалога².

Отмечу также многочисленные богословские труды профессора религиозных исследований и миссиологии Левенского Евангелистского теологического факультета Кристофа Сауэра, который внес большой вклад в богословское осмысление современного христианского мученичества³.

Следует упомянуть и деятельность главы правозащитной организации «Международная христианская солидарность» д-ра Джона Эйбнера. Он опубликовал на английском и немецком языках свои выступления в Кестонском институте, посвященные деятельности Московского Патриархата в защиту христиан Ближнего Востока⁴.

В возглавляемой мной Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия ведется научная работа по изучению современных гонений на христиан. В настоящий момент защищено несколько магистерских диссертаций и готовятся к защите кандидатские работы. Наши исследователи при написании своих работ активно обращаются к трудам европейских коллег.

В прошлом году в России произошло историческое событие: теология была признана государством в качестве научной специальности. Мы приложили немало усилий для того, чтобы осуществить этот проект. Свой вклад в признание теологии внес Межрелигиозный совет России, в Президиуме которого я представляю Русскую Православную Церковь.

В этом году мы опубликовали под эгидой Межрелигиозного совета России научный сборник, посвященный межрелигиозному диалогу и его роли в защите христиан Ближнего Востока от преследований. В него вошли статьи, посвященные положению христиан в Сирии, Ираке и Египте, путям их защиты, статусу христианских храмов в исламском праве, теории и практике межрелигиозного диалога.

Несколько месяцев назад Группа стратегического видения «Россия — Исламский мир» и Институт востоковедения Российской академии наук выпустили книгу, посвященную историческому и современному положению ближневосточных христиан5.

Я рассказал об этой работе потому, что в российской богословской и светской науке тема гонений на христиан приобретает все большую актуальность. Российский подход к анализу ситуации на Ближнем Востоке характеризуется высоким уровнем понимания комплекса исторических, политических и этноконфессиональных факторов, формирующих пеструю мозаику этого региона. Вместе с тем, мы обладаем большим потенциалом межрелигиозного подхода как одного из путей защиты гонимых ближневосточных христиан.

Полагаю, что российским и европейским ученым было бы весьма полезно войти в контакт друг с другом для обмена опытом, совместной работы над изучением феномена преследований и дискриминации христиан. Убежден, что такое сотрудничество даст очень востребованную аналитическую подпитку глобальным процессам объединения межхристианских усилий в поддержку гонимых христиан.

В завершение своего выступления хотел бы выразить надежду на то, что наша сегодняшняя встреча откроет возможности сотрудничества, дипломатического, гуманитарного и академического, в деле поддержки наших страждущих братьев на Ближнем Востоке. В эти дни им выпал черед нести мученическое свидетельство о Спасителе мира, а наш христианский долг — поддерживать и помогать им, нести в мир свидетельство об их подвиге.


¹ Christians ‘excluded’ from Iraq’s reconstruction plans. — https://www.worldwatchmonitor.org/2017/01/christians–excluded–from–iraqs–reconstruction–plans/

² http://www.thomasschirrmacher.info/en/bio/curriculum-vitae/

³ https://www.etf.edu/en/staff/christof-sauer/

⁴ Eibner, J. Das Moskauer Patriarchat und die verfolgte Kirche im Nahen Osten. CSI-Schweiz, 2015. — 32 pp.

⁵ Сарабьев А.В. Христиане Ближнего Востока: вчера, сегодня… завтра? / отв. ред. В. В. Попов / Группа стратегического видения «Россия — Исламский мир»; Ин-т востоковедения РАН. — М.: ИВ РАН, 2017. — 264 с.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Алма-Ате состоялась презентация перевода книг Священного Писания на казахский язык

Митрополит Волоколамский Антоний встретился с главой Евангелическо-лютеранской церкви Эстонии

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Архиепископу Турку и Финляндии Тапио Луоме с 60-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий встретился с делегацией Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии

В Уганде исламисты убили проповедника, обратившего в христианство 18 мусульман

В Нигерии христиане взывают к защите от постоянных зверских расправ и похищений

В Уганде исламисты сожгли заживо семью молодого пастора из мести за обращение мусульман в христианство

Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан: Господь удостоил меня свидетельствовать о Нем [Интервью]

В Москве прошла презентация сборников духовных песнопений на китайском языке

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Банялукскую митрополию

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Синод считает целесообразным продолжение деятельности Рабочей группы по взаимодействию между Русской Церковью и Управлением по делам религий Турции

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Рим и Ватикан

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с послом Ватикана

Председатель ОВЦС встретился с председателем Конференции католических епископов Италии

Представитель Русской Православной Церкви встретился с нунцием Святого Престола в Дамаске

Епископ Сергиево-Посадский Кирилл выступил на международной конференции в Мумбаи

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Делегация монашествующих Московского Патриархата встретилась с Предстоятелем Коптской Церкви

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви