Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Возвращение на Родину

Возвращение на Родину
Версия для печати
27 сентября 2005 г. 14:47

Интервью с директором Департамента президентских программ Российского Фонда культуры Е.Н. Чавчавадзе

— Елена Николаевна, расскажите, пожалуйста, кто явился инициатором перенесения останков скончавшихся в эмиграции генерала А. Деникина и философа И. Ильина на Родину?

Возвращение на Родину

— Эта идея зародилась еще в 2000 году, когда мы снимали фильм «Антон Деникин. Романс для генерала.» и брали интервью у его дочери Марины Антоновны Деникиной-Грей. Я спросила ее тогда «Не хотели бы Вы, чтобы Ваш отец лежал в Москве?». Она ничего не ответила, но задумалась. Идея, появившись на свет, требовала своего воплощения.

В 2003 году президент Фонда культуры Никита Сергеевич Михалков составил и передал Президенту России аналитическую записку, где обосновывалась необходимость перенесения в Россию праха генерала Деникина, а чуть позже другую, где говорилось об останках русского философа Ивана Ильина, большим почитателем которого является Михалков. Президент поддержал эту идею и, будучи в Америке, в ходе встречи с деятелями эмиграции уже осознанно заговорил об этом с Мариной Антоновной. Она спросила Владимира Владимировича: «А Вы лично этого хотите?». Он ответил утвердительно.

Вскоре с Мариной Антоновной встретился полпред Президента в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, который уже детально обсудил вопрос. Полтавченко инициировал подготовку уже упоминавшейся аналитической записки, которая была одобрена главой государства. Владимир Владимирович Путин дал поручение заниматься подготовкой этой акции.

Очень важно, что решение о перенесении в Россию останков Деникина и Ильина принял Президент России. Когда в Москву был возвращен прах Ивана Шмелева, это являлось инициативой Российского Фонда культуры — отдельной общественной организации, а сейчас акция приобретает государственное значение.

— Как будет осуществляться процедура перезахоронения?

— Останки Деникина и Ильина переносятся вместе с прахом их супруг — таково было наше условие. Деникин погребен в Америке, в городке Джексон на русском Свято-Владимирском кладбище. Антон Иванович покинул Европу, поскольку ему не на что было жить, а в Америке издательство имени А.П. Чехова предложило ему контракт. Здесь он писал книгу воспоминаний «Путь русского офицера». Здесь и скончался два года спустя. Ксения Васильевна Деникина покоится на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Возвращение на Родину

Могила Ильиных находится в местечке Цоликон под Цюрихом. 29 сентября все четыре гроба будут привезены в Париж и установлены в церкви Александра Невского на Рю Дарю. На следующий день панихиду по Деникиным и Ильиным совершат священники Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата в присутствии клириков Зарубежной Церкви.

Из Франции останки доставят в Москву специальным чартерным рейсом, который предоставляет Правительство Москвы. Оно внесло очень большой вклад в реализацию программы. Гробы установят в Малом соборе московского Донского монастыря.

3 октября останки из Малого собора перенесут в Большой собор, где пройдет панихида. Ее совершит Святейший Патриарх Алексий. Перед этим состоится освящение закладного камня в основание покаянной часовни в память о «жертвах братоубийственной распри в Отечестве и в рассеянии скончавшихся». Эта часовня-символ станет местом, где можно будет помянуть тех, кто в результате трагедии Гражданской войны вынужден был покинуть Родину и скончался вдалеке от нее или пал здесь и лежит в безымянных могилах. Прах Антона Ивановича Деникина и Ивана Александровича Ильина опустят в могилы недалеко от захоронения писателя Ивана Шмелева.

Это удивительное стечение обстоятельств. Ольга Владимировна Лисица — автор статьи о Шмелеве и Ильине, нашла письмо писателя, адресованное философу, со словами: «Дай Бог, свидимся еще» и, через запятую, «может быть в Москве». Слова эти оказались пророческими. Иван Шмелев является личностью, объединяющей Деникина и Ильина, которые, как и многие деятели русской эмиграции, не всегда оказывались на одних идейных позициях. Но Шмелев задушевнейше дружил с Деникиным, считавшим его величайшим русским писателем XX века, и вместе с тем был другом Ивана Ильина.

Промыслительно, что Иван Сергеевич первым протоптал тропинку на Родину, по которой за ним ныне следуют две значительнейшие фигуры белой эмиграции — военный вождь и гений философской мысли. Ильин был вдохновенным певцом белой идеи, а Деникин написал книгу «Очерки русской Смуты», которая во многом помогает понять, как происходило растление армии и крушение русской государственности в начале XX века.

— Будут ли родственники Деникина и Ильина присутствовать на церемонии?

— У Ильиных не было детей — лишь племянники, потомки которых отнеслись к идее перенесения праха философа с большим воодушевлением. Среди русских родственников Ильина Екатерина Ираклиевна Андроникова — внучатая племянница Ивана Александровича. Жива и внучка его брата.

Вернуться в Россию было желанием самого Ильина. Наследники его душеприказчиков Алексей Евгеньевич Климов и Тамара Михайловна Полторацкая — вдова профессора Полторацкого, горячо поддержали идею его перезахоронения на Родине. Когда только начала обсуждаться возможность перенесения в Россию праха Деникина, они услышали об этом и направили своему московскому представителю Юрию Трофимовичу Лисице письмо, в котором выражали поддержку перенесению в Россию останков не только Деникина, но и Ильина. Они также переслали Юрию Трофимовичу доверенность на перезахоронение праха Ильина.

Мы в Фонде культуры объединили все это в один проект, реализацией которого занимаемся уже более двух лет. Показательно, что хоть чиновники высокого ранга и поддержали эту идею, но на среднем уровне сопротивление было очень сильным.

Возвращение на Родину

На церемонию перезахоронения приедет Марина Антоновна Деникина, ее сын Михаил и внучка, французский генерал Альбер, который знал Деникина. Прилетит А.Е. Климов, потомок русских эмигрантов Ирина Бен-Чавчавадзе, которая является нашей родственницей: ее семья после революции была вынуждена присоединить эту приставку, чтобы избегнуть репрессий за княжеское происхождение. Будет зарубежная профессура, в том числе известный ученый-«ильинист» Филипп Гриер.

— В церемонии будут принимать участие клирики Русской Православной Зарубежной Церкви?

— Мы были весьма тронуты тем, что наша идея нашла отклик в Русской Православной Зарубежной Церкви. Когда праздновался юбилей Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, там состоялось заседание Архиерейского Синода, единогласно проголосовавшего за участие духовенства и мирян РПЦЗ в этом мероприятии.

Собор делегировал для участия в церемонии четырех человек, которые будут в составе нашей официальной делегации. Это священники Серафим Ган и Петр Холодный, староста Синодального храма РПЦЗ Владимир Голицын, мирянка Людмила Селинская. В Париж прилетят архиепископ Берлинско-Германский Марк и настоятель русского храма в Женеве протоиерей Павел Цветков. Конечно же, участниками церемонии в Париже станут потомки русских эмигрантов.

Хочу обратить внимание на то, что Тамара Михайловна, давая согласие на перезахоронение останков Ильина в России, выдвинула условие, что в этом должна принимать участие Русская Православная Церковь Московского Патриархата. Человек, живущий в Америке, принадлежащий к Русской Православной Зарубежной Церкви, счел необходимым участие в церемонии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Конечно, это условие выдвигалось при согласовании с нашим Священноначалием.

Я считаю промыслительным то обстоятельство, что на фоне переговоров и дискуссий между представителями РПЦ МП и РПЦЗ происходит очень важное и символически значимое событие, ведь в Гражданской войне победителей не было, проиграла Россия.

— Ожидается ли возвращение на Родину праха других известных представителей русской эмиграции?

— Это очень тонкий вопрос. В каждом случае надо подходить индивидуально. Мы не считаем, что из этого нужно делать какую-то систему. Если на то будет воля родственников, или такое желание выражено в завещании, то это, конечно, возможно. К сожалению, то, в каком образцовом порядке находятся русские кладбища за границей, не идет ни в какое сравнение с тем, что мы наблюдаем у нас на Родине. Поэтому говорить о том, что все известные деятели белой эмиграции должны вернуться на Родину, сложно. Речь предположительно может идти о прахе Ивана Солоневича, захороненного в Парагвае, об останках Сергея Рахманинова. Но, повторяю, пока все это только разговоры.

Нам десятилетиями вдалбливали в головы, что те, кто вынужден был покинуть Родину после 1917 года — враги нашей страны. Даже упоминание имени Деникина было нежелательно, а сейчас он будет похоронен в сердце России — Москве с воинскими почестями, на чем настояло Министерство Обороны. Об этом, честно говоря, трудно было мечтать еще десять лет назад, даже думать было нельзя. Убеждена, что духовное значение этого события невозможно переоценить.

Беседовала Ольга Кирьянова

См. также:

А. Деникин - Биографическая справка

И. Ильин - Биографическая справка

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Делай по силе и не считай своих добродетелей

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною». 300 лет Тихону Задонскому