В преддверии Рождества Христова в выставочном зале Нарвских триумфальных ворот открылась фотоэкспозиция Станислава Марченко «Монашеский остров». Это 30 черно-белых снимков, в которых отсутствие цвета только подчеркивает внутреннее состояния человека.
На протяжении пяти лет, с 2003 по 2008 годы, автор ездил в Коневский Рождество-Богородичный монастырь на Ладожском озере. «Жил в палатке. Это удобно: никому не навязываешься, появляешься в монастыре по мере необходимости. Довольно скоро у меня установились доверительные отношения с насельниками. Сложнее было себя удерживать: не бегать по храму, не снимать, когда хочется, но нельзя», — рассказывает фотомастер.
«Обитель Коневская, по своему положению от мирских селений водой отделенная, есть самое приличное место уединения иноческой жизни, где совершенное безмолвие обитает», — писал в начале XIX века один из посетителей благословенного острова на Ладоге.
Но работы Станислава Марченко — не летопись жизни именно этого монастыря. Это собирательный образ иноческого уединения без его идеализации.
«Не думаю, что созерцание — главное в этих фотографиях, — говорит Станислав Марченко. — На многих монахи напряженно трудятся. Я сознательно снимал скорее людей в монастыре, чем сам монастырь с его строениями».
Почему приезжать на Коневец нравится разным людям? «Здесь несколько причин. Во-первых, вас встречают насельники - люди приятные и достойные. Во-вторых, постройки монастыря не подавляют человека. В-третьих, природа. Климат там не похож на материковый: с одной стороны острова бушует гроза, а с другой — ясное солнце и незамутненная гладь воды. И, наверное, полное отсутствие посторонних звуков — к ним мы привыкли в повседневной жизни, но на самом деле они нам мешают. К тому же на Коневце сравнительно мало туристов», — так отвечает на этот вопрос автор фоторабот.
Он не считает коневецкую серию законченной и собирается ее пополнить: «Здесь нет зимних кадров, больших групповых фотографий и... мало воды. Мне кажется, еще две-три фотографии с водой надо бы добавить, чтобы усилилось ощущение острова».
Станислав Марченко профессионально занимается фотографией с 2001 года. Выпускник факультета фотокорреспондентов имени Ю.А. Гальперина при Санкт-Петербургском союзе журналистов (2004 год). Участник многих выставок, сотрудничает со СМИ и издательствами России. С 2007 года — фотограф официального издания Санкт-Петербургской епархии «Вода живая».
Экспозиция открыта до 21 января. Нарвские триумфальные ворота — филиал Государственного музея городской скульптуры. Адрес: пл. Стачек, 1., Тел. (812) 786-97-82. Музей открыт с 11.00 до 17.00.
«Вода живая»/Патриархия.ru