С принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменилась правовая природа охранного обязательства. В июльском номере журнала «Приход» (№ 4, 2018) руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) разъясняет вопрос, связанный с подготовкой новой формы охранных обязательств.
С принятием Федерального закона от 22.10.2014 г. № 315 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменилась правовая природа охранного обязательства.
До принятия указанного закона охранное обязательство представляло собой двустороннюю сделку, сторонами которой являлись государственный орган охраны объектов культурного наследия и религиозная организация — пользователь или собственник объекта культурного наследия.
С принятием упомянутого закона ситуация изменилась. Охранное обязательство теперь представляет собой нормативный правовой акт органа охраны объектов культурного наследия, возлагающий на религиозную организацию ряд обязанностей без какого-либо согласования с религиозной организацией.
Типовая форма охранного обязательства утверждена приказом Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"».
К сожалению, данная форма не обеспечивает проведения следующих предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» процедур:
- учета мнения религиозной организации при определении перечня и сроков проведения реставрационных и иных работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.2 Федерального закона № 327-ФЗ),
- согласования с религиозной организацией условий доступа граждан к объекту культурного наследия религиозного назначения, переданному в собственность религиозной организации (п. 4 ст. 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ),
- учета требований к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, соответствующих внутренним установлениям религиозных организаций (п. 4 ст. 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ).
Такая позиция Минкультуры России нарушает права религиозных организаций.
Согласно п. 8 приложения № 2 к упомянутому приказу Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 в случае, если «к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия». При этом внесение изменений в охранное обязательство предусмотрено только в случае изменения органа исполнительной власти, осуществляющего государственную охрану объекта культурного наследия (п. 7 приложения № 2 к приказу).
Однако, очевидно, что охранное обязательство должно подлежать изменению в случае, если объект культурного наследия передается в собственность или пользование религиозной организации. Соответствующие изменения в охранное обязательство должны вноситься до регистрации права собственности или пользования религиозной организации на объект по результатам:
- учета мнения религиозной организации при определении перечня и сроков проведения реставрационных и иных работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.2 ФЗ № 327-ФЗ),
- согласования с религиозной организацией условий доступа граждан к объекту культурного наследия религиозного назначения, переданному в собственность религиозной организации (п. 4 ст. 47.4 ФЗ № 73-ФЗ),
- учета требований к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, соответствующих внутренним установлениям религиозных организаций (п. 4 ст. 47.4 ФЗ № 73-ФЗ).
Кроме того, согласно п. 2 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство должно устанавливать требования:
- к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
- к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
- к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;
- к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопреки данным положениям закона, приказ Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 не предусматривает включение в охранное обязательство данных конкретных требований.
Очевидно, что обременение религиозных организаций охранными обязательствами, не содержащими вышеупомянутых конкретных требований в части сохранения, использования, обеспечения допуска граждан к объекту культурного наследия и размещению на нем наружной рекламы в предусмотренных законом случаях, совершенно недопустимо, поскольку приведет к злоупотреблениям на практике.
В этой связи по ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в настоящее время Минкультуры России во взаимодействии с Юридической службой Московской Патриархии разработало проект изменений в приказ Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"». Данные изменения предусматривают новую редакцию формы охранного обязательства.
С предлагаемой редакцией можно ознакомиться на официальном федеральном портале проектов нормативных правовых актов «Regulation.gov».
Журнал «Приход» будет информировать читателей обо всех изменениях по данному вопросу.
Патриархия.ru