Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

О проекте новой формы охранных обязательств

О проекте новой формы охранных обязательств
Версия для печати
11 июля 2018 г. 18:11

С принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменилась правовая природа охранного обязательства. В июльском номере журнала «Приход» (№ 4, 2018) руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) разъясняет вопрос, связанный с подготовкой новой формы охранных обязательств.

С принятием Федерального закона от 22.10.2014 г. № 315 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменилась правовая природа охранного обязательства.

До принятия указанного закона охранное обязательство представляло собой двустороннюю сделку, сторонами которой являлись государственный орган охраны объектов культурного наследия и религиозная организация — пользователь или собственник объекта культурного наследия.

С принятием упомянутого закона ситуация изменилась. Охранное обязательство теперь представляет собой нормативный правовой акт органа охраны объектов культурного наследия, возлагающий на религиозную организацию ряд обязанностей без какого-либо согласования с религиозной организацией.

Типовая форма охранного обязательства утверждена приказом Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"».

К сожалению, данная форма не обеспечивает проведения следующих предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» процедур:

  • учета мнения религиозной организации при определении перечня и сроков проведения реставрационных и иных работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.2 Федерального закона № 327-ФЗ),
  • согласования с религиозной организацией условий доступа граждан к объекту культурного наследия религиозного назначения, переданному в собственность религиозной организации (п. 4 ст. 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ),
  • учета требований к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, соответствующих внутренним установлениям религиозных организаций (п. 4 ст. 47.4 Федерального закона № 73-ФЗ).

Такая позиция Минкультуры России нарушает права религиозных организаций.

Согласно п. 8 приложения № 2 к упомянутому приказу Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 в случае, если «к моменту перехода права владения объектом культурного наследия, включенным в реестр, в отношении указанного объекта оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия». При этом внесение изменений в охранное обязательство предусмотрено только в случае изменения органа исполнительной власти, осуществляющего государственную охрану объекта культурного наследия (п. 7 приложения № 2 к приказу).

Однако, очевидно, что охранное обязательство должно подлежать изменению в случае, если объект культурного наследия передается в собственность или пользование религиозной организации. Соответствующие изменения в охранное обязательство должны вноситься до регистрации права собственности или пользования религиозной организации на объект по результатам:

  • учета мнения религиозной организации при определении перечня и сроков проведения реставрационных и иных работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 2 ст. 47.2 ФЗ № 327-ФЗ),
  • согласования с религиозной организацией условий доступа граждан к объекту культурного наследия религиозного назначения, переданному в собственность религиозной организации (п. 4 ст. 47.4 ФЗ № 73-ФЗ),
  • учета требований к внешнему виду и поведению лиц, находящихся в границах территорий объектов культурного наследия религиозного назначения, соответствующих внутренним установлениям религиозных организаций (п. 4 ст. 47.4 ФЗ № 73-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 2 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство должно устанавливать требования:

  1. к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
  2. к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
  3. к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;
  4. к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопреки данным положениям закона, приказ Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 не предусматривает включение в охранное обязательство данных конкретных требований.

Очевидно, что обременение религиозных организаций охранными обязательствами, не содержащими вышеупомянутых конкретных требований в части сохранения, использования, обеспечения допуска граждан к объекту культурного наследия и размещению на нем наружной рекламы в предусмотренных законом случаях, совершенно недопустимо, поскольку приведет к злоупотреблениям на практике.

В этой связи по ходатайству Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в настоящее время Минкультуры России во взаимодействии с Юридической службой Московской Патриархии разработало проект изменений в приказ Минкультуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"». Данные изменения предусматривают новую редакцию формы охранного обязательства.

С предлагаемой редакцией можно ознакомиться на официальном федеральном портале проектов нормативных правовых актов «Regulation.gov».

Журнал «Приход» будет информировать читателей обо всех изменениях по данному вопросу.

Патриархия.ru

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»