9 октября после Божественной литургии, совершенной митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, состоялось торжественное открытие XVI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ.
В этом году впервые конференция ПСТГУ проходит под эгидой Синодальной Богословской комиссии при Священном Синоде. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II первое заседание конференции возглавил митрополит Филарет, председатель Синодальной Богословской комиссии. Митрополит Филарет во вступительном слове приветствовал участников конференции и особо отметил важность того опыта, который накоплен Свято-Тихоновским гуманитарным университетом в области развития диалога и взаимодействия светской и церковной науки и культуры.
По словам Владыки: «Богословие и церковно-научная деятельность — это не что иное, как одно из церковных служений. И не только важное служение внутри Церкви, но и одно из направлений ее миссионерского служения. Нередко церковную миссию понимают только как проповедь веры тем людям и народам, которые не слышали Евангельской вести. Однако в нынешнем, в значительной мере секуляризованном мире миссия — это и возвращение веры в мир культуры, в мир, который знает о христианстве, но остается отчужденным от живой веры во Христа, от духовного опыта Церкви. В этом смысле чрезвычайно важным является взаимодействие церковной и светской науки. Это взаимодействие может принимать форму диалога, а в каких-то областях – это просто сотрудничество специалистов и ученых, работающих в одной предметной области. Накоплению такого опыта как раз и способствуют конференции, подобные нынешней». Ректор университета прот. Владимир Воробьев от лица всех присутствующих попросил Высокопреосвященнейшего Владыку Филарета передать благодарность Святейшему Патриарху Алексию, благословившему начало работы XVI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ и участие в ней в качестве председателя самого владыки митрополита.
Темой пленарного заседания стало «Учение о Евхаристии на Востоке и Западе». Первый доклад представил доктор богословия Свято-Сергиевского института в Париже, профессор богословского факультета университета г. Осло Стиг (в Святом Крещении — Симеон) Фройшов. Доклад д-ра Фройшова был посвящен евхаристическому богословию протопресвитера Александра Шмемана.
Следующий доклад представил диакон Михаил Желтов, заведующий кафедрой литургического богословия ПСТГУ, заведующий редакцией Литургики ЦНЦ «Православная Энциклопедия». Темой доклада были «Взгляды на образ преложения Святых Даров в творениях русских богословов XX века». Отец диакон проанализировал богословские взгляды А. А. Киреева, прот. Сергия Булгакова, Н. Д. Успенского и некоторых других богословов XX в., убедительно показав ошибочность высказанной ими критики учения о пресуществлении Святых Даров в таинстве Евхаристии и сделав вывод о том, что пока что «нет никаких аргументов для пересмотра традиционного учения Церкви о пресуществлении».
В докладе П. Ю. Малкова (ПСТГУ) была предложена попытка анализа святоотеческого учения об образе присутствия Христа в Евхаристии. Предложенный анализ основывался на интерпретации святоотеческой традиции, в частности, паламитской, характерной для русской богословской школы за рубежом. Доклад вызвал бурную дискуссию.
Вопросу о том, насколько убедительна высказываемая ныне некоторыми авторами критика учения Церкви о пресуществлении, были посвящены доклады свящ. Димитрия Пашкова (ПСТГУ) «Евхаристия и Голгофская Жертва» и прот. Валентина Асмуса, магистра богословия, заведующего кафедрой патрологии ПСТГУ, доцента МДА, «Пресуществление: Мнимое «неправославие» термина». Отец Димитрий привел ряд интересных святоотеческих цитат, свидетельствующих о тождестве Святых Даров и исторического Тела Христова. Прот. Валентин особо отметил опасность некоторых «тревожных тенденций» в современном богословии Евхаристии, ставящих под сомнение реальность присутствия Христа в Святых Дарах и утверждающих, что будто бы между терминами «пресуществление» и «преложение» есть какая-то смысловая разница.
В докладе М. М. Бернацкого был представлен анализ слова о Евхаристии первого Константинопольского Патриарха после завоевания города турками в 1453 г. Геннадия Схолария, впервые переведенного автором на русский язык. Докладчик подробно проанализировал богословие Патриарха Геннадия в контексте более общей темы рецепции томизма в православном богословии в XV в. и отметил, что православное учение о «пресуществлении» Святых Даров требует более детальной разработки, однако, по его мнению, близко к католическому.
В дискуссии приняли участие прот. Валентин Асмус, А. Г. Дунаев, свящ. Вадим Леонов, иером. Дионисий (Шленов), диак. Михаил Желтов, М. М. Бернацкий, свящ. Олег Давыденков, П. Ю. Малков и другие. Основными дискутируемыми вопросами стали различные представления об образе присутствия Христа в Евхаристии и преложения или пресуществления Святых Даров.
В завершении заседания было прочитано два доклада — диак. Михаилом Асмусом (ПСТГУ) «Учение о поминальных частицах проскомидии у католиков восточного обряда» и А. А. Волковым (ПСТГУ, Тамбовская семинария) «Богословие Евхаристии в древних испано-мозарабских евхаристических молитвах». Доклад А. А. Волкова стал существенным добавлением к основной теме заседания. В частности, докладчик привел примеры испано-мозарабских анафор, в которых употребляются такие выражения, как, например, transmutatio, transformatio, что существенно расширяет представления о богословии образа преложения Святых Даров в традиции неразделенной Церкви.
До самого конца заседания в зале присутствовали не только специалисты в области патрологии или литургики, но и видные представители самых разных направлений современной богословской науки, известные московские священнослужители и студенты, с неподдельным интересом следившие за ходом дискуссии. По окончании заседания, несмотря на позднее время, жаркая дискуссия продолжилась в кулуарах и за ужином. По словам д-ра Фройшова, это вызывало ассоциацию с рассказами его учителей о горячих богословских дебатах в Свято-Сергиевском институте в Париже в период его расцвета.
Патриархия.ru/Сайт ПСТГУ