Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона на открытии конференции «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью»

Приветственное слово митрополита Волоколамского Илариона на открытии конференции «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью»
Версия для печати
12 февраля 2019 г. 20:20

12 февраля 2019 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошла конференция, приуроченная к третьей годовщине со дня исторической встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Гаване. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Отдела внешних церковных связей, ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые господа! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня отмечается третья годовщина со дня исторической встречи Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоявшейся 12 февраля 2016 года в аэропорту столицы Республики Куба города Гаваны. Эта первая в истории встреча Предстоятелей двух Церквей стала результатом многолетнего диалога и, в свою очередь, определила перспективу развития наших двусторонних отношений на многие годы вперед.

Именно в силу основополагающего значения Гаванской встречи было решено ежегодно отмечать это событие совместной конференцией на одну из актуальных тем, затронутых в Совместной декларации, которая была подписана по итогам переговоров Папы и Патриарха. Первая годовщина встречи в Гаване отмечалась нами во Фрибургском университете в Швейцарии в 2017 году, и там мы говорили об общем значении этого события для отношений между двумя Церквами. В феврале 2018 года, в связи со второй годовщиной Гаванской встречи, мы провели в Вене конференцию о положении христиан на Ближнем Востоке как основной проблеме, послужившей причиной для организации встречи Папы и Патриарха. На конференции был представлен каталог разрушенных христианских храмов и святынь Сирии, подготовленный благодаря православно-католическому сотрудничеству по оказанию помощи нашим ближневосточным братьям.

К третьей годовщине Гаванской встречи, которую мы отмечаем в Москве, приурочена международная конференция «Смерть и умирание в технологическом обществе: между биомедициной и духовностью», поскольку тема эвтаназии как одна из актуальных проблем современности затрагивается в Гаванской декларации. Рад приветствовать в Москве председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха, президента Папской академии жизни архиепископа Винченцо Палью, сопровождающих его сотрудников Папской академии, принимавших участие в организации данной конференции, всех уважаемых участников конференции и гостей.

Одной из центральных тем Гаванской декларации является тема христианского мученичества от первых веков церковной истории до наших дней. Говоря о свидетельстве христиан в XX веке и в наше время, Предстоятели двух Церквей не могли обойти молчанием и феномен секуляризации, который все более ощущается в традиционно христианских странах Европы. В то время как на Ближнем Востоке верующие во Христа подвергаются преследованиям и геноциду, в странах европейской цивилизации, обязанной столь многим христианскому наследию, в том числе и самим понятием прав человека, во имя этих самых прав христиане испытывают на себе проявления дискриминации, а христианские символы и другие выражения христианской веры вытесняются из общественной жизни. По убеждению как Патриарха Кирилла, так и Папы Франциска, Европа нуждается в христианских ценностях, которые, без преувеличения, являются основополагающими для ее культуры. И Папа, и Патриарх много раз подчеркивали эту мысль в своих выступлениях и текстах, но в Гаване два защитника христианских корней Европы смогли объединить свои голоса в общем призыве, обращенном к христианам Востока и Запада, вместе свидетельствовать «о Христе и Евангелии, дабы Европа сохранила свою душу, сформированную двухтысячелетней христианской традицией» (п. 16).

В Совместной декларации подчеркивается, что христианские ценности не сводятся исключительно к символам или внешним выражениям веры. Милосердие должно занимать первое место в христианском свидетельстве. Только в этом случае такое свидетельство будет вызывать доверие в мире, который больше не верит в красивые слова. Именно поэтому сразу после упоминания о христианских корнях в Совместной декларации уделяется внимание социальным вопросам. Проблема справедливости, в том числе и в европейском обществе, является ключевой как для Православной Церкви, так и для Римско-Католической Церкви, которые в наше время считают чрезвычайно актуальным призыв к солидарности со всеми страждущими — с бедными, эмигрантами, беженцами, преследуемыми, престарелыми и всеми оказавшимися на обочине общественной жизни.

В этом контексте Совместная декларация обращает внимание, в том числе, и на проблему семьи в секуляризованном обществе. Защищать семью значит защищать жизнь как дар Божий. Современный человек способен манипулировать чужими жизнями, не признавая присутствие образа Божия в каждом с момента рождения до его естественной смерти. Такое отношение выражает себя повсюду — от убийства еще не рожденных детей до биотехнологических экспериментов и так называемой эвтаназии. В ряде западных стран права человека превратились, по сути, в инструмент манипулирования большинством, борьба за права человека становится диктатурой меньшинства по отношению к большинству. Признание легальной возможности добровольного ухода из жизни, так называемой эвтаназии, в том числе и несовершеннолетних детей, — это еще один зловещий результат извращенного толкования прав человека. Несовершеннолетний ребенок не имеет гражданской дееспособности — он, например, не может голосовать или самостоятельно вступать в сделки гражданско-правового характера, поскольку общество признает, что у него недостаточно возможностей для принятия ответственных решений. Однако в Европе государство дает согласие на детскую эвтаназию, полагая, что в этом акте оно придерживается принципов гуманизма и человеколюбия.

Еще в 2000 году, формулируя «Основы социальной концепции», Русская Православная Церковь однозначно определила эвтаназию как «форму убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент» (п. XII). В своем докладе в Храме Христа Спасителя на Епархиальном собрании г. Москвы 15 декабря 2004 г. блаженной памяти Святейший Патриарх Алексий II подчеркивал глубоко антихристианский характер этого феномена: «Мы должны со всей твердостью заявить: эвтаназия — это один из видов сознательного самоубийства. В религиозном отношении — это крайняя степень отпадения от Бога… Православная Церковь не может квалифицировать пропаганду эвтаназии и самоубийства иначе как скрытый или явный сатанизм, дьявольщину». О том же в своих публичных выступлениях многократно говорил Святейший Патриарх Кирилл.

Эвтаназия является преступлением человека против самого себя и против общества. Разрешенная в масштабах целой страны, эвтаназия говорит о глобальной духовной болезни. Ее пропаганда в конечном итоге может превратиться в смертоносную государственную идеологию, как только количество людей преклонного возраста станет для этой страны социальной проблемой. Таким путем созидается «цивилизация смерти» вместо «цивилизации любви», о которой как о задаче христианского общества так много писал Папа Иоанн Павел II. Папа Франциск и Патриарх Кирилл обращаются к молодым поколениям с призывом воплощать в жизнь «евангельские заповеди о любви к Богу и ближним» (п. 22). Необходимой предпосылкой для этого является уважение «неотъемлемого права на жизнь». Предстоятели двух Церквей подчеркивают, что «распространение так называемой эвтаназии приводит к тому, что престарелые и больные начинают ощущать себя чрезмерным бременем для своих близких и для общества в целом». В этой связи Папа и Патриарх выражают озабоченность «все более широким применением биомедицинских репродуктивных технологий, ибо манипулирование человеческой жизнью — это покушение на основы бытия человека, сотворенного по образу Божию», и напоминают «о непреложности христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека, который призван к жизни, согласной с замыслом своего Творца» (п. 21).

Хочу пожелать, чтобы конференция, впервые организованная на столь актуальную тему совместно Отделом внешних церковных связей, Папской академией жизни и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, способствовала более глубокому богословскому и научному осмыслению вопросов жизни и смерти человека в современном технологическом обществе, в развитие положений Совместной декларации Папы Франциска и Патриарха Кирилла, сформулированных три года назад.

Желаю всем вам плодотворной работы и призываю на вас Божие благословение.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

В Москве состоялась конференция «Антиминсы и литургические ткани: история и образ»

Общецерковная аспирантура первой из духовных школ России разработала и утвердила Принципы использования искусственного интеллекта в образовательной и научной деятельности

Представители Московского Патриархата, Ассирийской Церкви Востока и Армянской Апостольской Церкви провели круглый стол в честь Дня народного единства

В Москве прошла презентация сборников духовных песнопений на китайском языке

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Банялукскую митрополию

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Синод считает целесообразным продолжение деятельности Рабочей группы по взаимодействию между Русской Церковью и Управлением по делам религий Турции

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Рим и Ватикан

Состоялась встреча главы Казахстанского митрополичьего округа с послом Ватикана

Председатель ОВЦС встретился с председателем Конференции католических епископов Италии

Представитель Русской Православной Церкви встретился с нунцием Святого Престола в Дамаске

Епископ Сергиево-Посадский Кирилл выступил на международной конференции в Мумбаи

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

Делегация монашествующих Московского Патриархата встретилась с Предстоятелем Коптской Церкви

Церковь Англии выступила против эвтаназии

Митрополит Волоколамский Иларион: Перевод на русский язык не решает проблему понимания смысла богослужений современным человеком [Интервью]

Представитель ОВЦС принял участие в подписании совместного документа против эвтаназии

В Москве прошло очередное заседание Церковно-общественного совета по биоэтике

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на XIX международном мусульманском форуме «Роль религиозных лидеров в защите духовно-нравственных ценностей и укреплении мира и безопасности»

«Верный cвидетель» (Прит. 14:25). Митрополит Никодим (Ротов) и его деятельность во Всемирном Совете Церквей

Выступление митрополита Волоколамского Антония на Генеральной ассамблее Христианской конференции Азии в Коттаяме

Церковные нарративы и секулярная идеология. Нужно ли православным «догонять» Второй Ватикан

Молитвами первых преподобных: делегация монашествующих Русской Православной Церкви посетила святыни Египта

К вопросу о благословении «однополых союзов» в Церкви Англии

Протоиерей Владимир Самойленко: «Казанская духовная семинария может и должна перерасти в академию!»

Выступление митрополита Волоколамского Антония на конференции «Религиозное многоголосие и национальное единство»

Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви