Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Архиепископ Корейский Феофан: «В Корее мы продолжаем давно начатую работу»

Архиепископ Корейский Феофан: «В Корее мы продолжаем давно начатую работу»
Версия для печати
3 июня 2019 г. 18:10

26 февраля 2019 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение об образовании в составе Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии Корейской епархии. Ее правящим архиереем был назначен епископ Кызыльский и Тывинский Феофан. Об истории и современном положении Православия в Корее, а также об устроении приходов новообразованной епархии владыка Феофан рассказал в интервью порталу Православие.ru.

— Владыка Феофан, чем, по-вашему, были обусловлены решения Священного Синода учредить епархию в Корее?

— Священный Синод справедливо решил, что Русская Православная Церковь призвана сегодня возобновить свою пастырскую и миссионерскую работу в Юго-Восточной Азии, ту работу, которая была начата здесь несколько веков назад.

Появление Православия в Корее тесным образом связано с развитием российско-корейских отношений в XIX-XX веках. Во второй половине XIX века корейцы массово переселялись на Дальний Восток царской России. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди корейцев началась в 1856 году, когда святой Иннокентий (Вениаминов), архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, начал посылать проповедников Православия в Южно-Уссурийский край, куда направился поток корейских переселенцев. Корейцы принимали православную веру целыми поселками. Многие из них потом возвращались в Корею, составив собой первую паству Российской духовной миссии в Корее, которая была учреждена в 1897 году и начала свои труды на корейском полуострове в феврале 1900 года, и только лишь трагические события в истории России и Кореи помешали продолжению ее нормального функционирования. Я имею в виду революцию в России в 1917 году, приведшую к образованию советского государства, проводившего враждебную политику в отношении Церкви, и разделение Кореи по окончании Второй мировой войны на Северную и Южную с последующей гражданской войной в 1950-1953 годах.

Власти Южной Кореи в 1949 году выслали из страны начальника миссии архимандрита Поликарпа (Приймака). В силу политических причин деятельность миссии была приостановлена, имущество было конфисковано. Сегодня, когда факторов, препятствующих миссионерской и пастырской работе в Корее, уже нет, можно говорить о продолжении давно начатой работы.

Обстоятельства нового времени, когда в страны Азии приезжают на постоянное место жительства и во временные командировки значительное число чад Русской Православной Церкви — не только россияне, но и граждане других государств канонической ответственности Русской Православной Церкви, — побуждают священноначалие нашей Церкви проявлять пастырское попечение об этих людях, которые не желают разрывать духовные связи со своей Церковью. Так, только в Республике Корея число зарегистрированных россиян составляет примерно 20 тысяч человек, а в 2018 году Южную Корею посетило 300 тысяч российских туристов. Очевидно, что немалая часть этих людей желает активно участвовать в церковной жизни и посещать богослужения, которые совершаются в соответствии с традициями и церковным календарем, принятым в России.

Что касается создания Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии, то это тоже не является неким новшеством в истории нашей Церкви, а скорее возрождением существовавших церковных структур. В декабре 1945 года приходы Китая и Кореи были объединены в Восточно-Азиатский митрополичий округ, который указом Патриарха Алексия I в 1946 году был преобразован в Восточно-Азиатский экзархат с центром в Харбине. Экзархат был упразднен решением Священного Синода Русской Православной Церкви в 1954 году по обстоятельствам времени. Сегодня он воссоздан с учетом изменившихся условий.

Я бы сказал, что возродить структуры Русской Церкви в Корее хорошо было бы и раньше. Однако, когда в 1990 году были установлены дипломатические связи России и Южной Кореи, Русская Церковь в Отечестве переживала непростой период возрождения после десятилетий атеистического плена. Посещающие Республику Корея русскоязычные прихожане находили духовную поддержку в имевшихся приходах Константинопольского Патриархата. Сейчас Церковь в России активно развивает свое миссионерское служение, стараясь сопровождать своих чад во всех обстоятельствах жизни.

Поток русскоязычного населения в Корею увеличился в десятки, а то и сотни раз, необходимость открывать приходы Московского Патриархата в Корее очевидно назрела. К тому же из-за прекращения евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, произошедшего не по нашей вине и желанию, наши верующие оказались в ситуации, когда им стало некуда пойти, и поэтому открытие приходов Русской Православной Церкви в Корее и в других странах Юго-Восточной Азии вполне отвечает насущной потребности.

— Владыка, вскоре после принятых Синодом нашей Церкви решений вышло интервью служащего в Сеуле митрополита Константинопольского Патриархата Амвросия с критикой действий Московского Патриархата в Корее. Как бы вы это могли прокомментировать?

— Я хотел бы засвидетельствовать свое уважение и любовь к митрополиту Амвросию и ко всем священнослужителям, трудящимся под его омофором в Корее. Для меня лично стало значимым опытом время моего десятилетнего служения в Корее, и я желал бы навсегда сохранить со всеми ними теплые отношения. Однако сейчас я с болью в сердце читаю несправедливые упреки в адрес Русской Церкви, которые публикуются в интернет-изданиях за подписью владыки Амвросия. Мне думается, что они не способствуют умиротворению в умах и сердцах читателей.

Мне также хочется по-братски напомнить владыке Амвросию, что, несмотря на проблемы, имеющиеся сейчас между нашими Церквями, не стоит никому из нас допускать агрессивный тон или оскорбления в отношении иерархов других Поместных Церквей. Это отнюдь не способствует конструктивному диалогу.

Полагаю, что вместо того, чтобы выяснять, у кого больше прав заниматься миссией в Корее, гораздо лучше было бы мирно и спокойно трудиться, сохраняя взаимную любовь и общение, — это будет более реальным свидетельством о единстве Церкви перед инославным и секулярным миром. Поле для работы большое, и его хватит для всех.

— Можно ли думать о некоем «преднамеренном плане», о котором говорит в своем интервью митрополит Амвросий?

— Правильней было бы говорить о работе по устроению церковной жизни для соотечественников за рубежом и о заботе о людях, которые проживают вдали от Отечества.

Ведь для многих наших соотечественников православные приходы — это не только места, где верующие собираются для богослужений, но это также и места для общения, оказания взаимной помощи, поддержания национальных традиций и празднований. Во многих странах именно храмы становятся тем местом, благодаря которым люди сохраняют свою культурную идентичность.

Конечно, невозможность евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом в какой-то мере стимулировала образование новых приходов, но и без этого приходы Московского Патриархата рано или поздно вновь появились бы в Республике Корея, так как в этом назрела необходимость.

Отсутствие канонического общения между Русской и Константинопольской Церквями — болезненная для любого православного человека ситуация. Мы продолжаем надеяться, что она разрешится с течением времени и верующие смогут участвовать в таинствах в любом православном храме вне зависимости от юрисдикции. За каждой Божественной литургией мы молимся о восстановлении церковного единства.

— Владыка, расскажите, пожалуйста, о том, как на данном этапе вам видится работа в Корее. Сохранилось ли какое-то имущество Российской духовной миссии в Корее? Что уже есть, и что предстоит сделать?

— Сейчас у нас, к сожалению, нет ни участка земли, ни строений. Старый участок Российской духовной миссии, находившийся в центре Сеула в районе Чондон, средства на приобретение которого в свое время сложились из выделенных Правительством Российской империи денег и пожертвований, собранных в России, сейчас нам не принадлежит. Решением Святейшего Патриарха Тихона от 4 ноября 1921 года миссия в Корее стала подчиняться архиепископу Токийскому Сергию (Тихомирову), поэтому земля и строения были оформлены на имущественное общество Японской Православной Церкви. Впоследствии местная православная община, которая к тому времени присоединилась к Константинопольскому Патриархату, через суд получила права на все имущество Российской духовной миссии в Корее и после его продажи приобрела новый участок в Сеуле в районе Мапхо, где впоследствии был построен Никольский храм.

Сейчас для нового Воскресенского прихода снимается в аренду небольшое помещение в районе Йонгсан, где и проходят богослужения. На Пасху в нем уже было тесновато, так как богослужение посетило более 100 человек. Приход в Сеуле сформировался из граждан России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, США. Несмотря на то, что службы проходят на церковнославянском языке, они посещаются и гражданами Кореи. Часть православных корейцев, выразив свое несогласие с действиями Константинопольского Патриархата на Украине, или по каким-то другим причинам посещают наш приход в Сеуле.

Есть немало русскоязычных прихожан, которые проживают в г. Пусан, — для них тоже несколько раз были организованы богослужения, в том числе на Пасху. Кроме Сеула и Пусана есть и другие города, где компактно проживает русскоязычное население, — везде предстоит наладить полноценную церковную жизнь.

— А кто совершает службы в новом Воскресенском приходе?

— С самого начала в процессе организации прихода в Сеуле в Корею краткосрочно командировались священники из приходов Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии. Сейчас нам нужно будет подобрать постоянных священнослужителей. Также в Сеуле совершает служение гражданин Республики Корея протоиерей Павел Канг, являющийся клириком Русской Зарубежной Церкви. Еще один священник из Южной Кореи — иеромонах Павел (Чхве) — сейчас заканчивает обучение в Санкт-Петербургской духовной академии. Надеюсь, что по окончании обучения он вернется домой и будет помогать нам.

— Известно, что в КНДР действует Троицкий храм в Пхеньяне. Расскажите о нем.

— Решение о строительстве первого православного храма в КНДР было принято Ким Чен Иром в 2002 году после посещения хабаровского храма святителя Иннокентия Иркутского. Вскоре в Пхеньяне был построен храм, и в июле 2006 года община храма во имя Живоначальной Троицы была принята в лоно Русской Православной Церкви. Освящение храма в августе 2006 года совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси). Священнослужители храма прошли обучение в духовных школах России и были рукоположены русскими иерархами. Сейчас храм в основном посещается сотрудниками дипломатических миссий, находящихся в Пхеньяне.

— Владыка, что бы Вы хотели сказать нашим читателям?

— Через ваше издание я хотел бы обратиться ко всем верным чадам Русской Православной Церкви, проживающим в Корее, с призывом объединиться вокруг своей Церкви и ее Предстоятеля, а также выразить свою поддержку Блаженнейшему митрополиту Киевскому Онуфрию и всей канонической Украинской Православной Церкви, которые сегодня переживают непростые времена. Сейчас, когда приходы в Корее только формируются, потребуется ваша активная помощь в созидании новых общин. Призываю на всех вас Божие благословение!

Патриархия.ru

Материалы по теме

Архиепископ Зеленоградский Савва принял участие в пресс-конференции «Проблемы миграционной политики в России»

Наказ XXV Всемирного русского народного собора «Настоящее и будущее Русского мира» [Документы]

Состоялось заседание Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями

Состоялось освящение храма для русской православной общины Ливана

На тайском языке издан Акафист Божией Матери с историей и толкованием

Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии совершил на Благовещение богослужения в Индонезии

Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии впервые посетил индонезийский остров Тимор

Издан полный перевод Великого покаянного канона Андрея Критского на тайском языке

Патриарший экзархат Африки выпустил православную литературу на африканских языках

Завершилась поездка Патриаршего экзарха Африки в Малави и Замбию

Около тысячи жителей Малави приняли Святое Крещение

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги [Интервью]

Другие интервью

«От благородных планов будем спешить к конкретным делам». Интервью митрополита Астанайского и Казахстанского Александра к 25-летию учреждения Астанайской и Алма-Атинской епархии

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»

Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия

Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность»

Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

«Это же капля в море!» Протоиерей Кирилл Каледа о почитании новомучеников

Как избежать превращения церковной памяти в «память гетто»?

И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь