Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад архиепископа Егорьевского Марка на I Московском миссионерском съезде

Доклад архиепископа Егорьевского Марка на I Московском миссионерском съезде
Версия для печати
21 декабря 2013 г. 13:30

16-17 декабря 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в столице России состоялся I Московский миссионерский съезд. Заседание президиума съезда в Храме Христа Спасителя открылось докладом управляющего Северным и Северо-Западным викариатствами Московской городской епархии архиепископа Егорьевского Марка.

Традиционно понятие миссионерства связано с далекими странами или с окраинами нашей необъятной страны. Именно туда раньше отправлялись миссионеры. Отправлялись для того, чтобы учить людей вере Христовой. Сегодня реалии нашей жизни изменились. И для желающих потрудиться в этом святом деле много возможностей представляет Москва.

Миссионерское поле этого многомиллионного города обширно и очень разнообразно. Многие жители столицы еще не имеют опыта христианской жизни и не знают о ней. Немало тех, кто, будучи некогда крещен в Православной Церкви, позднее отошли «на страну далече» (Лк. 15:13). Разнообразные сектанты, раскольники, последователи нехристианских религий, атеисты, неоязычники, сатанисты ведут активные действия, направленные на распространение своих взглядов среди православных людей, чтобы впоследствии разлучить их с Церковью. В секулярных средствах массовой информации Церковь нередко подвергается предвзятой критике, раздуваются скандалы, направленные на создание негативного отношения к ней в обществе.

С каждым годом в столицу прибывает все больше людей из народов, не знающих Евангелия, что также становится миссионерским вызовом для Церкви. Как писал преподобный Макарий Алтайский, дело просвещения нехристианских народов России светом православной веры, есть «священнейший подвиг и венец чести, который принадлежит» Русской Церкви, а вместе с тем и «высокое назначение народа Российского… чтобы он передал им тот же дар Божий, который самому ему передан от народа, предварившего нас в Царствии Божием»[1].

За прошедшие годы многое было сделано московскими миссионерами, накоплен ценный опыт, было реализовано немало интересных инициатив. Однако многое еще предстоит сделать. И сегодня перед нашим собранием мне хотелось бы обозначить некоторые актуальные проблемы современной миссионерской работы в Москве.

1. После утверждения в 2007 году «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» за последние годы появились новые общецерковные документы, регулирующие эту сферу церковного служения. Это, в частности, документ «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви», утвержденный определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года (журнал № 152), и документ «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви», принятый на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года (журнал № 80). В настоящее время далеко не все положения этих документов воплощены в жизнь. Представляется, что одной из задач настоящего съезда могла бы стать разработка мер по практическому исполнению их в Московской городской епархии[2].

2. В Москве в настоящее время есть немало миссионерски ориентированных людей, которые в меру своих возможностей и понимания стараются вести проповедническую деятельность. Иногда это одиночки, иногда содружества мирян. Хотя само по себе их стремление послужить Церкви в деле миссии весьма похвально, однако следует признать, что отсутствие координации между миссионерами снижает эффективность их трудов, способствует возникновению недопонимания и иногда даже конфликтных ситуаций.

Москве не хватает координационного центра, который бы собирал данные о том, кто, что и как делает в области миссионерского служения, и мог бы служить площадкой для регулярных встреч и знакомства всех, кто уже является или кто еще только хочет быть миссионером. Такая площадка позволила бы обмениваться опытом, обсуждать новые идеи, договариваться о сотрудничестве в больших миссионерских проектах. Представляется, что консолидация миссионерских сил Москвы — одна из насущных задач настоящего съезда.

3. Одним из негативных следствий такого положения вещей, когда каждый миссионер фактически предоставлен сам себе и в своей деятельности руководствуется только собственными представлениями, является возникновение ситуаций, компрометирующих дело православной миссии. Например, когда под предлогом миссии совершаются неоправданные эксперименты, без церковного утверждения вводятся экспериментальные миссионерские программы или инициативы, не укорененные в Священном Предании Церкви, совершаются действия или публичные высказывания, которые вызывают соблазны в церковной или в светской среде.

Хочется в этой связи напомнить слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные на открытии IV Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви: «Сегодня существует напряжение между теми, кто принимает какие-то методы миссионерства, и теми, кто отрицает эти методы. Я думаю, здесь нужно снять налет эпатажности, чрезмерной оригинальности, работать нужно со смирением и преследовать одну цель — чтобы сердца людей обратились к Богу. Если будет ясно, что все делается только во имя этого, а всякого рода другие цели, включая пиар, тщеславие и прочее уходят в сторону, тогда у нас не будет никакого напряжения. Мы будем помогать друг другу вне зависимости от того, в какой сфере ведется миссия и какими средствами человек выражает свои миссионерские усилия»[3].

Стоит отметить, что только тогда человек может называться действительно православным миссионером, когда в своих словах и действиях он руководствуется Словом Божиим и учением святых отцов Православной Церкви. Миссия — это не что-то совершенно новое для Православия. Все существующие ныне Поместные Церкви возникли в результате самоотверженных трудов многих известных и безвестных миссионеров. За две тысячи лет в Православии накоплен богатейший опыт миссии. Представляется, что знакомство со святоотеческим наследием, касающимся миссии, помогло бы современным миссионерам избежать многих ошибок и поставить свою деятельность на твердое основание.

По словам преподобного Максима Исповедника, «неразумному уму свои мысли кажутся более всех разумными, хотя бы более всех были нелепы. Мудрому же не кажутся такими свои мысли: но даже когда он имеет удостоверение, что они истинны и добры, и тогда тем больше не доверяет своему суду, а других мудрых поставляет судьями своих мыслей… и от них принимает утверждение»[4]. В свою очередь святой равноапостольный Николай Японский писал, что в миссионерском служении «опасно быть предоставленным одному себе, а не опираться на надежный авторитет»[5]. Если бы современные миссионеры взяли себя за правило смиренно советоваться о своих инициативах с людьми, поставленными Церковью как ответственные за миссионерское служение, то это могло бы уберечь от повторения тех ошибок, которые были упомянуты ранее.

4. Если перейти к вопросу о миссионерских и апологетических материалах, то придется признать, что их недостаточно в свете тех вызовов, с которыми сталкиваются православные христиане, живущие в Москве. По некоторым направлениям вовсе нет или почти нет современной литературы, защищающей Православие или объясняющей его с учетом особенностей взглядов данной аудитории. Например, это касается неоязыческой пропаганды, которая активно ведется в интернете с расчетом на молодежную нецерковную аудиторию, а также и раскольнической пропаганды, нацеленной на уже воцерковленных людей. Касается это и многих других нехристианских мировоззрений.

Для эффективной миссионерской работы в Москве не хватает авторитетного аналитического центра, который бы как отбирал уже имеющиеся материалы, так и создавал новые. Речь идет не только о материалах, адресованных православным людям, но и о собственно миссионерских материалах, адресованных последователям того или иного религиозного или нерелигиозного мировоззрения. Учитывая современные реалии, это должны быть не только книги или листовки, но и видеоролики, аудиоматериалы и т.д. Важно обеспечить известность и доступность этих материалов, их распространение по миссионерским организациям и приходам Москвы. Отдельно стоит отметить целесообразность разработки методических пособий по ведению миссии в разных целевых аудиториях. Разумеется, все материалы такого рода перед распространением должны проходить экспертизу и утверждение в Синодальном миссионерском отделе.

5. В настоящее время отсутствует систематической подход, который бы охватывал все основные направления миссионерского служения в Москве. Не налажено регулярное взаимодействие миссионеров с другими епархиальными отделами, хотя, например, социальное служение, молодежное служение, тюремное служение, взаимодействие с медицинскими учреждениями и с вооруженными силами, религиозное образование — все это в той или иной степени являет возможность привнесения миссионерской компоненты. Хотел бы особенно привлечь внимание ответственных за миссию людей к этой задаче. Сколько людей занимается миссией в нашем огромном мегаполисе? Совсем немного. Но если разработать и внедрить миссионерский компонент в те разнообразные формы служения, которые сейчас существуют в Церкви, это позволит облечь миссионерское служение в новые формы; она станет гораздо более действенным и результативным.

Таковы некоторые из насущных вопросов, решения которых сделает миссионерскую работу в Москве более упорядоченной и успешной. Хочется выразить пожелание, чтобы настоящий съезд стал первым шагом в этом направлении.

И, конечно, хочется верить, что все больше делателей Господь будет посылать на эту жатву, и все более воцерковленных активных людей будут принимать участие в миссионерском служении. Ведь это не удел отдельных энтузиастов, а общее дело Церкви. Как писал святитель Макарий (Невский), «Дело Православия есть дело всякого право верующего: всякий сын Церкви должен не только сохранять православное вероучение во всей чистоте, но и заботиться, чтобы вера православная распространялась среди неверующих и неправоверующих. Поэтому на всех верующих лежит обязанность содействовать этому возможными для них средствами»[6].


[1] Прп. Макарий (Глухарев). Мысли о способах к успешнейшему  распространению христианской веры // Свет Христов просвещает всех! (сборник). — Новосибирск, 2000. С. 168.

[2] Например, документ «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» предполагает наличие «штатного приходского миссионера в тех приходах, где есть возможность создать такую должность», однако лишь в немногих храмах Москвы такая должность появилась. Предписано также, что «Миссионерские общества (движения, братства, сестричества или центры) — объединения клириков и мирян одной или нескольких епархий, создаваемые для участия в миссионерском служении Церкви и для его поддержки» должны представлять свой устав и главу на утверждение председателю Синодального миссионерского отдела, и направлять ему, а также епархиальным архиереям годовой отчет о своей деятельности. Однако из миссионерских организаций Москвы далеко не все прошли эту процедуру.

Документ «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви» содержит ряд предписаний: провести «анализ дореволюционного опыта проповеди нехристианам и его переосмысление в приложении к реалиям настоящего дня, изучение миссионерского опыта других Поместных Православных Церквей, а также деятельности инославных миссионеров; подготовку практических пособий по миссии среди нехристиан; широкое привлечение к делу внешней миссии священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви и соответствующую их подготовку; перевод православной литературы, а также аудио- и видеоматериалов на языки народов с нехристианскими верованиями, населяющих страны канонической ответственности Русской Православной Церкви; осуществление содержащихся в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» предложений — совершение богослужения на национальных языках, подготовка клира и миссионеров из местного населения; создание на приходах условий открытости для инославных и нехристиан, интересующихся Православием; обеспечение тех храмов и монастырей, которые регулярно посещают туристы-нехристиане, информационными материалами о Православии на их родном языке, а также информацией о том, где можно узнать больше о духовном наследии Православной Церкви». Все эти рекомендации также пока не реализованы на практике на приходах Москвы.

[3] Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Всецерковного Съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // http://www.patriarchia.ru/db/text/1214177.html.

[4] Прп. Максим Исповедник. Творения. Т. I. — М., 1993. С. 128.

[5] Св. Николай Японский. Письма. — М., 2009. С. 78.

[6] Архиепископ Макарий (Невский). Полное собрание проповеднических трудов. — Сергиев Посад, 1914. С. 209.

Пресс-служба Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие статьи

Я никогда так не молился

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 1-17 декабря

В тылу прифронтовом

Субъекты и объекты российской идеологии

Джанкойская епархия доставила в Скадовскую епархию 3,5 тонны гуманитарной помощи для пострадавших мирных жителей. Информационная сводка о помощи беженцам (за 28 ноября — 8 декабря 2024 года)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 14–30 ноября

Православная служба помощи «Милосердие-на-Дону» организовала доставку 16 000 литров питьевой воды в Горловку. Информационная сводка о помощи беженцам (за 20-27 ноября 2024 года)

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года)

«Прыгай веселее…» К 100-летию со дня рождения лаврского схиархимандрита Михаила (Балаева)

Отчет о церковной помощи пострадавшим в Курской и Белгородской областях за 30 октября — 13 ноября