Публикация монографии Тарасовой В.А. «Высшая духовная школа в России в конце XIX – начале ХХ века», осуществленная издательством «Новый хронограф» в рамках федеральной целевой программы «Культура России», является весомым вкладом в изучение истории русской богословской школы. Издание данного исследования представляется тем более актуальным, поскольку в последние годы Русская Православная Церковь реализует программу совершенствования системы высшего духовного образования, что предполагает обращение к истории развития духовных академий.
Изучая страницы истории академий, автор совершенно справедливо рассматривает духовную школу как важнейшую составляющую дореволюционной российской высшей школы. Действительно, Императорские академии являлись мощными центрами развития богословской науки и образования. Из духовных академий выходили не только будущие иерархи Православной Церкви и сотрудники церковных учреждений. Академии готовили преподавательские кадры для всех духовных учебных заведений и преподавателей богословских дисциплин для светских учебных заведений вплоть до университетов. Они же являлись миссионерско-апологетическими центрами и были призваны распространять и отстаивать в обществе истины православной веры, защищать Церковь от лжеучений. В исследовании автор подробно описывает организационное устройство академий, а также их положение в российской образовательной системе.
Начало ХХ века в истории дореволюционного духовного образования нередко называют периодом реформ. За небольшой отрезок времени академический устав пересматривался четыре раза. Курс реформ менялся порой столь радикально, что новые требования подчас перечеркивали все лучшее, что достигали духовные академии вследствие преобразований. С 1905 по 1917 годы концепцию академического образования пересматривали четыре Комиссии (1905, 1909, 1911, 1917 гг.). Идейная борьба, развернувшаяся вокруг вопроса академической реформы, стала своеобразным зеркалом, отразившим все многообразие проблем церковной и общественной жизни тех лет. В книге Тарасовой В.А. вопрос академической реформы рассматривается со всей тщательностью. Автор дает характеристику идейных блоков сформировавшихся на тот момент в академической среде, подробно описывает этапы академической реформы и сопровождавшие ее трудности.
В приложении под названием «Памяти почивших наставников» дается список академических преподавателей — ординарных и экстраординарных профессоров, доцентов и исполняющих должность доцента всех четырех духовных академий исследуемого периода (Казанской, Киевской, Московской, Санкт-Петербургской). Следует отметить, что это первый опыт составления полного списка преподавателей академий конца XIX – начала ХХ века. В списках даны краткие биографические данные и краткий перечень основных научных работ деятелей академической науки.
Очевидным достоинством книги является язык повествования. Автору удалось без ущерба для научной стороны монографии сделать работу доступной и интересной для самого широкого круга читателей.
Иеромонах Петр (Еремеев)