Книга, предлагаемая вниманию читателя, является продолжением и второй частью сборника статей «Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» (М., 2006). В ее основе лежит новая теория иеротопии, рассматривающая создание сакральных пространств как особую форму творчества.
Изучение сакральных пространств может положить начало самостоятельному разделу истории культуры, сочетающему искусствоведческие, антропологические и религиоведческие подходы. Если в первой части сборника внимание было сфокусировано на византийско-древнерусской проблематике, то вторая часть посвящена сравнительным исследованиям.
Авторы из России, Западной Европы и США показывают, что иеротопическая теория может быть применена для анализа разнообразных исторических явлений — от Древнего Египта до новейшего искусства, включая и русскую классическую литературу XIX века. При этом значительное внимание уделяется христианской традиции сакральных пространств, ее истокам в богослужении ветхозаветного храма и античной культовой практике, а также различным проявлениям в западноевропейской, византийской и русской национальной культуре. Показывается, как с помощью иеротопии может быть обновлена методология искусствоведения, обнаружены новые сюжеты и исторические источники, ранее ускользавшие от внимания исследователей.
Издание предназначено для всех, кто интересуется историей искусства и культуры.
Богослов.ru/Патриархия.ru