Материал подготовлен редакцией портала Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
30 марта 2021 года на официальном портале централизованной мусульманской организации — Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) — было опубликовано интервью первого заместителя председателя этой структуры Дамира Мухетдинова, данное сотруднику ДУМ РФ Ильгизару Давлетшину. Оно касалось перспектив диалога Православия и ислама¹. В связи с тем, что в данном материале допущено немало фактологических ошибок и искажений, считаем важным ознакомить всех заинтересованных лиц с достоверными данными о диалоге Русской Православной Церкви с мусульманским сообществом.
Поводом для интервью стало выступление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла перед началом заседания Высшего Церковного Совета 26 марта 2021 года².
Начал Д. Мухетдинов оценивать отношение Церкви к исламу издалека. Он заявил в контексте «провозглашения автокефальной Православной церкви Украины», что «круг важных и весомых союзников Русской Православной Церкви среди религиозных институций по ключевым, проблемным вопросам жизнеустройства значительно сузился и продолжает сужаться»³. Автор высказывания не обосновал реальными данными это свое суждение — наверное, ему лучше известно, кто является «важным и весомым союзником» Русской Церкви, чем ей самой. Однако любой из читателей может открыть официальный сайт Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата⁴, чтобы оценить масштабы сотрудничества Русской Православной Церкви с международными, религиозными и общественными организациями в России и за ее пределами, ознакомиться с совместными гуманитарными и просветительскими инициативами в разных странах и сделать вывод о том, что суждение Д. Мухетдинова о значительном и продолжающемся сужении круга партнеров, как минимум, спорно.
Далее первый зампредседателя ДУМ РФ рассуждает о многолетнем диалоге Русской Православной Церкви и мусульманской общины Ирана, пытаясь показать, что Московский Патриархат, в отличие от Ватикана, предпочитает вести диалог с «миноритариями» исламского мира. В данном контексте важно обратить внимание на то, что Московский Патриархат ведет диалог с исламским миром во всем его многообразии, включая как суннитов, так и шиитов. Среди мусульман-шиитов находится немало проживающих в России национальных общин, в том числе многочисленная азербайджанская диаспора. С Управлением мусульман Кавказа Русская Православная Церковь поддерживает братские взаимоотношения еще с советских времен. В те же времена началось активное взаимодействие Московского Патриархата с суннитскими мусульманскими общинами как в СССР, так и за его пределами.
Далее в интервью Д. Мухетдинова говорится, что Русская Православная Церковь после ряда инициатив Римско-Католической Церкви может начать по ее примеру «диалог с шейхом аль-Азхара, суннитскими богословами арабских стран: Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и др.». Автор заявления, очевидно, не осведомлен о том, что диалог Московского Патриархата с мировым мусульманским сообществом, в том числе с египетскими, саудовскими и иными лидерами, был начат много лет назад и продолжается по сей день в форме прямых и независимых от Ватикана либо иных религиозных общин контактов.
Исходя из своего ложного тезиса о том, что Московский Патриархат вступил в диалог с арабским исламом из соображений конкуренции с Ватиканом, Д. Мухетдинов задается вопросом, «захочет ли сам аль-Азхар поменять своего многолетнего визави в деле христианско-исламского богословского диалога — я имею в виду Ватикан — на РПЦ?». Сама постановка вопроса о смене партнера по диалогу для мусульман Египта с Ватикана на Московский Патриархат представляется некорректной. Это очевидно любому неангажированному наблюдателю. Например, далекий от теологии журналист издания «Регнум» Станислав Стремидловский, комментируя это интервью Дамира Мухетдинова, написал: «Но, учитывая, что РПЦ и Ватикан не конкурируют друг с другом в Ираке и Сирии, почему они должны это делать в Египте? Помимо того, Московский патриархат не претендует на то, чтобы в диалоге с мусульманами Ближнего Востока представлять весь православный мир, не говоря уже о христианском»⁵.
Необходимо обратить внимание на еще некоторые факты из истории диалога христианских конфессий с египетскими мусульманами, которые обошел вниманием Д. Мухетдинов, когда задавался вопросом: «Ради чего митрополитам РПЦ ездить в Каир, что принесут эти встречи?» Скажем немного и об этом. 12 апреля 2010 года в Каире состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Верховным имамом университета Аль-Азхар шейхом Ахмадом Ат-Тайебом. Предстоятель Русской Православной Церкви сказал тогда: «И ислам, и православное христианство принадлежат Востоку. Нас объединяет высокий уровень культурной близости, нам легко говорить друг с другом, потому что мы принадлежим к одному миру. Русская Православная Церковь давно уже почувствовала необходимость диалога с исламом, причем на высоком богословском уровне <…> У нас на Востоке есть хорошие примеры того, как религия большинства, занимавшая главенствующую роль в общественной жизни, никоим образом не подавляла религии меньшинства. Такое мы видим на арабском Востоке, где религией большинства является ислам; это присутствует и в России, в других православных странах, где религией большинства является христианство. Исторически с исламом у нас добрые отношения и, конечно, очень важно поддерживать их сегодня, особенно борясь с теми радикальными элементами, которые пытаются подорвать эти отношения»⁶. На слова Святейшего Патриарха Кирилла Верховный имам Аль-Азхара ответил: «У нас с Вами четкое взаимопонимание по всем вопросам, связанным с диалогом религий, несмотря на различия в области веры и богословия»⁷. Как видим, обе стороны уже в 2010 году констатировали взаимопонимание.
13 июня 2011 года в рамках рабочего визита в Каир председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион также встретился с шейхом Ат-Тайебом. На встрече обсуждался всплеск антихристианских настроений в части египетского общества. В тот же день состоялось выступление митрополита Волоколамского Илариона на встрече с преподавателями и студентами университета Аль-Азхар, которое было посвящено теме «Мусульмане и христиане в современном мире: богословский и общественно-политический аспект». Приведем фрагмент данного выступления: «Мы, христиане и мусульмане, должны выступить единым фронтом против общественных пороков, сообща отстаивать право жить по своим убеждениям, воспитывать детей по вере отцов, быть свободными от насмешек и издевательств со стороны людей, которые забыли свое прошлое и пренебрегли духовным наследием предков. Вера делает нас свободными, а этого не могут терпеть люди, поклоняющиеся кумирам современного мира: богатству, ложно понимаемой свободе, страстям и эгоизму. Мы призваны свыше к тому, чтобы жить в мире, к взаимному уважению и противостоянию безнравственному нечестию. Будем же вместе отвечать на вызовы современного мира, защищать наше право жить, основываясь на традиционной нравственности, это необходимо не только для нас с вами, но и для блага будущих поколений!»⁸
Визит митрополита Илариона в Аль-Азхар проходил в период, когда диалог Аль-Азхара с Ватиканом полностью отсутствовал: в апреле 2011 г. шейх Ат-Тайеб объявил о прекращении диалога с Католической Церковью⁹. Диалог возобновился только при следующем понтифике: шейх Ахмад Ат-Тайеб встречался с Папой Римским Франциском 7 ноября 2017 года, затем в феврале 2019 года и 15 ноября 2019 года.
Далее в интервью заходит речь об отношениях Московского Патриархата с мусульманами Саудовской Аравии, которые Д. Мухетдинов называет «верхом лукавства», опять же не подтверждая столь оскорбительную оценку фактическими данными.
Двусторонний диалог Русской Православной Церкви с саудовскими мусульманами берет свое начало в октябре 2008 года, когда представитель руководства Отдела внешних церковных связей принял участие в IV форуме Группы стратегического видения «Россия — Исламский мир», который прошел в Джидде¹⁰. В ноябре того же года председатель ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) принял в Москве группу религиозных лидеров. В числе гостей были представители генерального секретаря Всемирной исламской лиги шейха Абдаллы Ат-Турки.
В последующие годы контакты представителей Московского Патриархата с саудовскими исламскими лидерами продолжались. 11 июня 2015 года председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион принял в Москве генерального секретаря Организации исламского сотрудничества Ияда Мадани. В ходе встречи стороны имели содержательный диалог о волнующих друг друга вопросах, в том числе об экстремизме, преследованиях за веру и нравственности¹¹.
Развитие диалога Московского Патриархата с саудовскими исламскими лидерами, представляющими крупнейшие международные исламские организации, подготовило почву для организации встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с генеральным секретарем Всемирной исламской лиги Мухаммадом Абдулкаримом Аль-Иссой в июле 2019 г., по итогам которой было подписано соглашение о сотрудничестве¹². Данная встреча, инициированная Экспертным советом при Патриархе по взаимодействию с исламским миром, получила продолжение в виде содержательного диалога и визитов представителей Русской Православной Церкви в Саудовскую Аравию.
Замалчивая эти факты, Дамир Мухетдинов называет диалог Московского Патриархата с мусульманами Саудовской Аравии «потенциальным». Кроме того, с момента создания в 2019 году Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром его председатель иеромонах Григорий (Матрусов) неоднократно посещал КСА с целью налаживания межрелигиозного диалога.
В контексте взаимодействия Русской Православной Церкви с ближневосточными монархиями можно упомянуть и ее продолжающиеся десятилетиями дружественные отношения с королевской семьей Иордании. Отдельного материала заслуживает богатая история взаимоотношений иерархов Русской Православной Церкви с королем Абдаллой, принцами Хассаном бин Талалом и Гази бин Мухаммадом, которые сопровождались многочисленными личными встречами. Последняя встреча Святейшего Патриарха Кирилла и короля Абдаллы состоялась в феврале 2020 года¹³.
Говоря о диалоге Русской Православной Церкви с мусульманами Турции, Д. Мухетдинов заявил: «Русская церковь позволила себе публично мечтать об уничтожении турецкого президента в результате очередного государственного переворота». Данное высказывание является клеветой. Мнение Русской Православной Церкви по международным вопросам может официально выражать только Архиерейский Собор, Священный Синод или Святейший Патриарх Московский и всея Руси (который, к слову, лично знаком с Р.Т. Эрдоганом), председатели Синодальных отделов внешних церковных связей и по взаимодействию с обществом и СМИ. А они подобных заявлений не делали никогда. Русская Православная Церковь принципиально не вмешивается во внутренние дела государств, не дает оценок их руководителям, тем более не призывает к их уничтожению. Даже если кто-то из сотен миллионов мирян Московского Патриархата сделал подобное заявление, то любому объективному наблюдателю очевидно, что оно не выражает позицию Русской Православной Церкви.
Дальше интервьюер задает Д. Мухетдинову следующий вопрос: «Возможно, эксперты Патриарха посоветуют ему вступить в диалог с богословами Турции как одной из ведущих стран исламского мира. Каков будет Ваш прогноз на этот счет?» Д. Мухетдинов проявляет себя «экспертом» и по этому вопросу. Из его ответа ясно: он никогда не слышал, что такой диалог ведется уже десять лет. Или делает вид, что не слышал.
Из открытых источников можно без труда узнать, что прямые контакты между Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и председателем Управления по делам религии (УДР) Турции имели место еще в 2008¹⁴-2009¹⁵ гг., когда состоялись их встречи в Анкаре. В последующие годы двусторонний диалог между православными России и мусульманами Турции был отмечен не только регулярными встречами Святейшего Патриарха с председателями УДР, но и деятельностью созданной в 2011 году Совместной рабочей группы, которая готова возобновить свою работу после отмены эпидемиологических ограничений. Данная двусторонняя структура позволяет обсуждать с турецкими партнерами широкий круг подчас непростых вопросов, среди которых – история и теория межрелигиозного диалога, права человека, преодоление конфликтов, экстремизм под религиозными лозунгами, вытеснение религии из жизни общества, религиозный туризм и другие. Заседания Группы проходили в Турции (в 2012 г.¹⁶) и России (2014¹⁷ и 2017 гг.¹⁸) На этом фоне странно звучат рассуждения о перспективах «вступления в диалог с богословами Турции» Русской Православной Церкви.
В числе мусульманских стран, куда многократно приглашались для участия в различных мероприятиях представители Русской Православной Церкви, можно назвать также Марокко, Сирию, Ливан, Ирак, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и др.
Нельзя согласиться с мнением Дамира Мухетдинова о «негативном настрое» в отношениях между православными и мусульманами в нашей стране. Московский Патриархат настроен максимально доброжелательно к российским мусульманам, рассматривая в качестве партнеров все муфтияты и направления традиционного ислама. Благодаря такой позиции даже в преимущественно мусульманских регионах России отношения между православными и мусульманами можно охарактеризовать как благоприятные. Неоднократно об этом упоминал на мусульманских форумах почивший митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, который приводил в пример Республику Татарстан¹⁹.
Исторически и по сей день добрые отношения между традиционными религиями строятся на открытости, взаимном уважении и доверии. Свидетельством тому служит деятельность Межрелигиозного совета России (МСР), где вот уже более 20 лет лидеры православия, ислама, иудаизма и буддизма сообща трудятся на благо общества. Почетным председателем Совета является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Любой желающий, открыв сайт МСР²⁰, может убедиться в том, что православно-мусульманские отношения в России характеризуются позитивным настроем с обеих сторон.
Оценка Дамиром Мухетдиновым состояния и перспектив диалога Русской Православной Церкви с мусульманской уммой, как видно из приведенных выше фактов, не соответствует действительности. Не беремся судить о том, осознанно или нет, но в своем интервью он пытается ввести общественность в заблуждение, дискредитировать Русскую Православную Церковь.
Совсем недавно Д. Мухетдинов стал первым доктором исламской теологии в России. Теология как отрасль науки в нашей стране много лет и с немалым трудом утверждалась совместными усилиями представителей традиционных конфессий, при прямом участии Межрелигиозного совета России. Остается сожалеть, что данное интервью было дано Д. Мухетдиновым без оглядки на научные требования объективности и доказательности, которые, казалось бы, должны быть хорошо знакомы любому доктору наук, не говоря уже о грубом попрании принципов взаимоуважения, которые характеризуют отношения традиционных религий России между собой.
¹ Дамир Мухетдинов о перспективах диалога православия и ислама. URL: http://dumrf.ru/regions/77/interview/18707 (дата обращения: 22.04.2021).
² Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Высшего Церковного Совета 26 марта 2021 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5791727.html (дата обращения: 22.04.2021).
³ Дамир Мухетдинов о перспективах диалога…
⁴ Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата — официальный сайт. URL: https://mospat.ru/ru/ (дата обращения: 22.04.2021).
⁵ Станислав Стремидловский. Патриарх Кирилл и ислам: новое содержание? URL: https://regnum.ru/news/polit/3231367.html (дата обращения: 22.04.2021).
⁶ Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1136663.html (дата обращения: 22.04.2021).
⁷ Там же.
⁸ «Мусульмане и христиане в современном мире». Выступление митрополита Волоколамского Илариона в университете Аль-Азхар (Каир, Египет, 13 июня 2011 г.) URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1541075.html (дата обращения: 22.04.2021).
⁹ Египетский исламский лидер вновь потребовал извинений от Папы Римского. URL: https://sedmitza.ru/text/2015721.html (дата обращения: 22.04.2021).
¹⁰ Представитель Русской Православной Церкви принял участие в форуме группы «Россия — Исламский мир». URL: https://mospat.ru/ru/news/63039/ (дата обращения: 22.04.2021).
¹¹ Председатель ОВЦС встретился с генеральным секретарем Организации исламского сотрудничества. URL: https://mospat.ru/ru/news/50350/ (дата обращения: 22.04.2021).
¹² Святейший Патриарх Кирилл встретился с генеральным секретарем Всемирной исламской лиги. URL: https://mospat.ru/ru/news/46206/ (дата обращения: 22.04.2021).
¹³ https://mospat.ru/ru/news/45660/
¹⁴ Состоялась встреча митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с председателем Управления по делам религии Турции Али Бардакоглу. URL: https://mospat.ru/ru/news/62911/ (дата обращения: 22.04.2021).
¹⁵ Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с руководителем Управления по делам религии при правительстве Турецкой Республики. URL: https://mospat.ru/ru/news/58881/ (дата обращения: 22.04.2021).
¹⁶ Состоялось заседание рабочей группы по диалогу Русской Православной Церкви с Управлением по делам религий Турции URL: https://mospat.ru/ru/news/53297/ (дата обращения: 22.04.2021).
¹⁷ В Отделе внешних церковных связей состоялось второе заседание рабочей группы по диалогу Русской Православной Церкви с Управлением по делам религий Турецкой Республики URL: https://mospat.ru/ru/news/51593/ (дата обращения: 22.04.2021).
¹⁸ В ОВЦС состоялось третье заседание рабочей группы Русской Православной Церкви и Управления по делам религии Турции URL: https://mospat.ru/ru/news/48340/ (дата обращения: 22.04.2021).
¹⁹Глава Татарстанской митрополии выступил на международной конференции «Ислам — послание милости и мира». URL: https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=69675 дата обращения: 22.04.2021).
²⁰ Межрелигиозный совет России — официальный сайт. Раздел «Новости». URL: http://interreligious.ru/news/ (дата обращения: 22.04.2021).
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru