Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии был образован в декабре 2018 года и объединяет четыре епархии, расположенные в 13 странах региона. Об особенностях служения среди народов, для которых Православие — экзотика, о том, как праздновали Пасху с эпидемическими ограничениями, и почему Папуа — Новая Гвинея признала себя христианской страной, порталу «Интерфакс-Религия» рассказал Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий.
— Как прошло празднование Пасхи в Юго-Восточной Азии? Эпидемиологическая обстановка в регионе оставляет желать лучшего. Были ли открыты храмы?
— Пасхальные богослужения в странах Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии совершались так же, как и во всех православных храмах Русской Православной Церкви, по уставу и с соблюдением предписанных мер, учитывающих эпидемиологическую ситуацию в каждом конкретном регионе. В ряде стран частично введен локдаун. Так, в Камбодже запрещено перемещаться между районами, а в Таиланде была отменена общая традиционная трапеза после праздничного богослужения. Многие приходы вели предварительную запись на богослужения, чтобы количество прихожан в храмах не превышало рекомендуемое.
Из отличий празднования Пасхи в странах Юго-Восточной Азии и в России — это повсеместный жаркий климат и высокая влажность. Но главное — что храмы были открыты, и мы имели возможность славить Воскресшего Творца и совершать уставные великопостные богослужения, а также радостные службы первых пасхальных дней.
— В экзархат входят территории нескольких государств. Каково общее число православных христиан в экзархате?
— В Юго-Восточной Азии проживает почти миллиард человек, но нужно понимать, что абсолютное большинство из них являются последователями традиционных для каждой страны религий. Мы с уважением относимся к многовековым культурным, историческим и религиозным традициям народов стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата. Наше служение здесь было организовано в первую очередь для православных верующих из стран канонической территории Русской Православной Церкви, которые по роду своей деятельности оказались вдали от дома и были лишены возможности посещать храм и приступать к таинствам Церкви.
Сам по себе экзархат является далеко не новым церковным образованием Русской Православной Церкви в Азии. Появление и распространение Православия в Азиатско-Тихоокеанском регионе во многом связано с освоением Сибири и Дальнего Востока в XVII веке и установлением торговых и дипломатических отношений России с Китаем, Кореей и Японией.
В 1713 году Святейшим Синодом была учреждена Российская духовная миссия в Китае. Миссия в Японии возникла в 1870 году, и через столетие возникшая трудами русских миссионеров Японская Православная Церковь получила автономию — самостоятельное церковное бытие в составе Московского Патриархата. Православная миссия в Корее официально появилось в 1897 году, но просвещение корейцев Русская Церковь начала еще в 1850-х годах. В тридцатые годы прошлого столетия на Филиппинах на основании обращения русской диаспоры в Маниле был создан приход в честь Иверской иконы Божией Матери. В это же время на острове Ява появляется первый русский православный приход в Индонезии. Многообразное русское церковное присутствие в Азии объединял в себе Восточноазиатский экзархат, созданный указом Патриарха Алексия I в 1946 году. В силу историко-политических причин деятельность экзархата была прекращена в 1954 году.
Поэтому появление Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии, в составе которого в настоящее время более 70 православных приходов, расположенных в 13 странах Юго-Восточной Азии, является продолжением трудов наших предшественников и возрождением деятельности некогда существовавших церковных структур, восстановлением исторической справедливости.
— Одним из новых миссионерских направлений стала работа в Папуа — Новой Гвинее. Как папуасы празднуют Пасху, какая миссионерская работа сейчас ведется на острове?
— Не так давно исполнительный совет страны принял решение официально провозгласить страну христианской. В преамбуле к Конституции говорится, что Папуа — Новая Гвинея основана на «культурном наследии и христианстве». Работа в Папуа — Новой Гвинее возрождается. Русская православная миссия возвращается туда, где уже ступала нога наших соотечественников, таких как Николай Николаевич Миклухо-Маклай, знаменитый российский путешественник и исследователь.
Священный Синод Русской Православной Церкви 25 августа 2020 года принял решение о включении Папуа — Новой Гвинеи и Восточного Тимора в Сингапурскую епархию. Были открыты православные приходы, а осенью того же года был крещен первый православный христианин. Я планирую лично посетить общины, как только будут введены послабления карантинных мер.
— Как жители региона соблюдали Великий пост? Наверное, им легче поститься, ведь они традиционно не едят мяса, а в их рационе много фруктов и овощей. Чем постное меню в тех краях отличается скоромного?
— Местные жители соблюдают Великий пост, как и все верующие Русской Православной Церкви. Конечно, разнообразие рациона и обилие растительной пищи позволяют верным в странах экзархата легче переносить ограничения в еде, но не стоит забывать, что Великий пост — это прежде всего духовное усилие, время, когда верующие уделяют особое внимание борьбе со своими страстями и грехами и стяжают добродетели.
— Что Вас больше всего поразило, когда Вы впервые приехали в регион Юго-Восточной Азии?
— Поразили люди и их искренний интерес ко Христу, к чистой христианской вере. Первое впечатление от посещения местных православных общин непередаваемо. Большинство храмов — это бамбуковые часовни или съемные комнаты в частных домах. Я видел глаза людей, которые никогда не посещали традиционный православный храм, не слышали пение православного хора, но которые были счастливы принимать православное духовенство у себя на маленьком приходе — это были особенные встречи, сам момент поистине первохристианский. Местные православные общины неоднократно обращались с просьбой о направлении в регион священников для их пастырского окормления. Мы настолько привыкли ко многим вещам, связанным, например, с богослужением, что нас мало что удивляет, а здесь люди, нашедшие Христа, подчас радикально меняют свою жизнь, у них вызывает искренний неподдельный интерес все православное, в частности — даже эстетика богослужений.
— Что в планах у экзархата? Какие направления служения и миссии Вы считаете приоритетными?
— Среди проектов экзархата особое внимание мы уделяем социальному служению. В основном эта деятельность хорошо развита на Филиппинах, но социальный запрос есть практически во всех странах региона. В Филиппинско-Вьетнамской епархии создан отдел по благотворительности и социальному служению, силами которого еженедельно осуществляется кормление и обеспечение витаминами детей из малоимущих семей. Возглавляет служение православный священник Дэвид Граббс. В прошлом году продуктовые наборы, предметы личной гигиены и школьные принадлежности получили более 3000 семей, а по программе кормления детей раздается более 20 000 порций в месяц. Оказывается гуманитарная помощь местным жителям, которые со времени начала пандемии потеряли работу и до сих пор не нашли заработок. Филиппины подвержены природным катаклизмам, землетрясениям и наводнениям, люди теряют не только работу, но и крышу над головой. Причем наши приходы стараются помочь не только православным христианам, но каждому, кто обращается за помощью.
Мы продолжаем спасительное служение нашей Матери-Церкви и благодарны Богу за возможность исполнить Евангельский завет, который Господь наш Иисус Христос дал Своим ученикам накануне Своего Вознесения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять все, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20).
Практически сразу после учреждения прихода блаженной Матроны Московской в Давао на Филиппинах возникла потребность в организации учебно-образовательного центра для местных православных священников, там же молодежь осваивает нотную грамоту и основы православной веры. А в Таиландской епархии на острове Пхукет действуют православные пастырские курсы. Результатом трудов священников и преподавателей стало поступление православной молодежи из Индонезии, Филиппин, Таиланда и Кореи в духовные школы Русской Православной Церкви. Мы надеемся, что в будущем, став достойными пастырями, они будут продолжать наше общее дело и доносить чистое учение о Христе, проповедовать нетронутую апостольскую веру среди замечательных и миролюбивых народов всех стран Юго-Восточной Азии. В странах экзархата объективно не хватает пастырей, и слова Спасителя «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9:36-38) актуальны для нас как никогда прежде.
Своим служением мы рассказываем людям, прежде всего, о том, что православная вера — это проповедь о добре, о мире и любви, о взаимной помощи. Некогда Христос обратился к Своим ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). В исполнении данной заповеди и заключается приоритетное направление нашего служения.
«Интерфакс-Религия»/Патриархия.ru