Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного комитета епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе 1997 года

Версия для печати
6 июня 2008 г. 18:30

Авторизованное резюме доклада исполняющего обязанности председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года.

Внимание очередного Архиерейского Собора к проблемам духовного образования обусловлено важностью того места, которое оно занимает в жизни Церкви. Подготовка пастырей, учителей народа Божия, учителей веры, благочестия и добрых христианских нравов, всегда являлась для Церкви делом исключительной важности, но первостепенная значимость этого дела особенно очевидна в наше время, когда в результате кардинальных перемен в жизни страны и положения Русской Православной Церкви в государстве и обществе для Церкви открылось поприще широкого влияния на умы и сердца людей из всех слоев общества, когда многократно уже увеличилось число открытых, действующих храмов, но когда, с другой стороны, Церковь испытывает особенно острую нехватку духовенства и когда в связи с изменившейся обстановкой церковной жизни, в связи с новыми возможностями, открывшимися для пастырей, и новыми трудностями, перед которыми они стоят, необходимо многое менять в системе подготовки священнослужителей, а значит, и в постановке образовательного процесса в духовных школах.

В 1994 г. наша Церковь имела 3 Духовных Академии, 14 семинарий и 28 духовных училищ, ныне сеть духовных школ включает в себя 5 Академий, 21 семинарию, 25 духовных училищ и 6 подготовительных пастырских курсов. На заседании Священного Синода 27 декабря 1996 г. Учебному комитету был переподчинен Свято-Тихоновский богословский институт, ранее находивший в ведении синодального Отдела религиозного образования и катехизации.

При том, что число духовных школ и количество учебных мест значительно выросло, нельзя считать, что Церковь не нуждается в дальнейшем расширении сети духовных школ, а главное, в увеличении числа учебных мест.

Острая нехватка духовенства заставляет епархиальные власти открывать в своей епархии Духовную школу даже при отсутствии необходимых материальных и кадровых условий. Необходимо внимательно отнестись к качеству преподавания в таких школах. Необходимо в ближайшее время выработать и утвердить четкие критерии для лицензирования таких учебных заведений.

Также необходимо обратить внимание на то, что большую долю абитуриентов составляют совсем молодые люди, в отношении которых должно проявляться больше внимания со стороны приемных комиссий, чтобы было больше уверенности в твердости выбора абитуриентом жизненного пути.

Предстоит дополнительно продумать вопросы продолжительности срока обучения в семинарии и возраста абитуриентов.

В 90-е годы существенным прорывом в совершенствовании учебного процесса явилось типографическое издание учебных пособий по ряду предметов для Академий и Семинарий. Их количество и качество улучшились. Эту работу необходимо продолжить.

Необходимо сделать более интенсивной координацию в деятельности духовных школ, чтобы не расточать усилия. В частности, в этом направлении уже имеется опыт проведения Училищного ректорского совещания и других встреч, организуемых Учебным комитетом.

Главная задача Училищ — ускоренными темпами решить проблему острой нехватки духовенства в епархиях. С их открытием проблема отчасти потеряла остроту. Но необходимо провести работу по совершенствованию учебных программ Училищ в рамках реформы всей системы духовного образования.

Архиерейский Собор 1994 года постановил к 2000 году подготовить переход к новой системе духовного образования, в рамках которой семинарии должны стать высшими учебными заведениями, причем их целью останется подготовка священнослужителей. Академии же должны быть преобразованы в школы, дающие богословскую специализацию. Работа над этим вопросом уже ведется в рамках рабочей группы по разработке детальной концепции новой системы богословского образования.

По мере решения кадровой проблемы, духовные училища будут либо преобразовываться в семинарии, либо передаваться в ведение синодального Отдела религиозного образования и катехизации.

Цель Духовной Академии — подготовка преподавателей Духовных учебных заведений и научных работников. Академия должна выпускать библеистов, догматистов, церковных историков, канонистов, литургистов и т.д. Это потребует, вероятно, ввести в Академиях отделения или факультеты. Академический курс предполагается разделить на 2 ступени: для выпуска кандидатов богословия (для преподавания в Духовной Семинарии) и магистров богословия (преподаватели в Академии). Такие основные направления концепции богословского образования были утверждены Священным Синодом в декабре прошлого года. Работа над концепцией продолжается.

Следует также отметить проблемы финансирования богословского образования. При всем подвижническом труде преподавателей духовных школ, нельзя не признать крайнюю недостаточность в оплате их труда.

Дело христианского просвещения народа Божия, значительная часть которого была оторвана от Церкви в минувшую эпоху гонений на нее, подготовка будущих пастырей — это дело особой важности для Церкви.

Материалы по теме

Состоялось заседание Объединенного докторского диссертационного совета

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

В Санкт-Петербурге состоялась VIII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке»

Члены Священного Синода обсудили вопрос о сроках проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Члены Священного Синода обсудили сроки проведения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Поместные Православные Церкви участвуют в оказании помощи беженцам из Украины [Интервью]

Митрополит Волоколамский Иларион рассказал, когда может быть определена дата Архиерейского Собора

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Состоялся XIV ежегодный совместный семинар Учебного комитета и Федерального учебно-методического объединения по теологии

В Учебном комитете прошло очередное заседание номинационной комиссии

При поддержке Учебного комитета в Воронежской духовной семинарии прошел круглый стол Сообщества преподавателей литургики

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года. Информационное сообщение

Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви (Москва, 1997 г.)

Определение Архиерейского Собора 1997 года «Об отдельных вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Церкви»

Определение Архиерейского Собора 1997 года «О взаимоотношениях с государством и светским обществом»

Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1997 года о канонизации священномучеников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского; 1862-1937), митрополита Серафима (Чичагова; 1856-1937) и архиепископа Фаддея (Успенского; 1872-1937)

Определение Архиерейского Собора 1997 года по докладу Синодальной богословской комиссии

Определение Архиерейского Собора 1997 года по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых

Определение Архиерейского Собора о лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева)

Акт об отлучении от Церкви монаха Филарета (Денисенко)

Акт об отлучении от Церкви Глеба Павловича Якунина