Авторизованное резюме доклада исполняющего обязанности председателя Учебного комитета при Священном Синоде епископа Верейского Евгения на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года.
Внимание очередного Архиерейского Собора к проблемам духовного образования обусловлено важностью того места, которое оно занимает в жизни Церкви. Подготовка пастырей, учителей народа Божия, учителей веры, благочестия и добрых христианских нравов, всегда являлась для Церкви делом исключительной важности, но первостепенная значимость этого дела особенно очевидна в наше время, когда в результате кардинальных перемен в жизни страны и положения Русской Православной Церкви в государстве и обществе для Церкви открылось поприще широкого влияния на умы и сердца людей из всех слоев общества, когда многократно уже увеличилось число открытых, действующих храмов, но когда, с другой стороны, Церковь испытывает особенно острую нехватку духовенства и когда в связи с изменившейся обстановкой церковной жизни, в связи с новыми возможностями, открывшимися для пастырей, и новыми трудностями, перед которыми они стоят, необходимо многое менять в системе подготовки священнослужителей, а значит, и в постановке образовательного процесса в духовных школах.
В 1994 г. наша Церковь имела 3 Духовных Академии, 14 семинарий и 28 духовных училищ, ныне сеть духовных школ включает в себя 5 Академий, 21 семинарию, 25 духовных училищ и 6 подготовительных пастырских курсов. На заседании Священного Синода 27 декабря 1996 г. Учебному комитету был переподчинен Свято-Тихоновский богословский институт, ранее находивший в ведении синодального Отдела религиозного образования и катехизации.
При том, что число духовных школ и количество учебных мест значительно выросло, нельзя считать, что Церковь не нуждается в дальнейшем расширении сети духовных школ, а главное, в увеличении числа учебных мест.
Острая нехватка духовенства заставляет епархиальные власти открывать в своей епархии Духовную школу даже при отсутствии необходимых материальных и кадровых условий. Необходимо внимательно отнестись к качеству преподавания в таких школах. Необходимо в ближайшее время выработать и утвердить четкие критерии для лицензирования таких учебных заведений.
Также необходимо обратить внимание на то, что большую долю абитуриентов составляют совсем молодые люди, в отношении которых должно проявляться больше внимания со стороны приемных комиссий, чтобы было больше уверенности в твердости выбора абитуриентом жизненного пути.
Предстоит дополнительно продумать вопросы продолжительности срока обучения в семинарии и возраста абитуриентов.
В 90-е годы существенным прорывом в совершенствовании учебного процесса явилось типографическое издание учебных пособий по ряду предметов для Академий и Семинарий. Их количество и качество улучшились. Эту работу необходимо продолжить.
Необходимо сделать более интенсивной координацию в деятельности духовных школ, чтобы не расточать усилия. В частности, в этом направлении уже имеется опыт проведения Училищного ректорского совещания и других встреч, организуемых Учебным комитетом.
Главная задача Училищ — ускоренными темпами решить проблему острой нехватки духовенства в епархиях. С их открытием проблема отчасти потеряла остроту. Но необходимо провести работу по совершенствованию учебных программ Училищ в рамках реформы всей системы духовного образования.
Архиерейский Собор 1994 года постановил к 2000 году подготовить переход к новой системе духовного образования, в рамках которой семинарии должны стать высшими учебными заведениями, причем их целью останется подготовка священнослужителей. Академии же должны быть преобразованы в школы, дающие богословскую специализацию. Работа над этим вопросом уже ведется в рамках рабочей группы по разработке детальной концепции новой системы богословского образования.
По мере решения кадровой проблемы, духовные училища будут либо преобразовываться в семинарии, либо передаваться в ведение синодального Отдела религиозного образования и катехизации.
Цель Духовной Академии — подготовка преподавателей Духовных учебных заведений и научных работников. Академия должна выпускать библеистов, догматистов, церковных историков, канонистов, литургистов и т.д. Это потребует, вероятно, ввести в Академиях отделения или факультеты. Академический курс предполагается разделить на 2 ступени: для выпуска кандидатов богословия (для преподавания в Духовной Семинарии) и магистров богословия (преподаватели в Академии). Такие основные направления концепции богословского образования были утверждены Священным Синодом в декабре прошлого года. Работа над концепцией продолжается.
Следует также отметить проблемы финансирования богословского образования. При всем подвижническом труде преподавателей духовных школ, нельзя не признать крайнюю недостаточность в оплате их труда.
Дело христианского просвещения народа Божия, значительная часть которого была оторвана от Церкви в минувшую эпоху гонений на нее, подготовка будущих пастырей — это дело особой важности для Церкви.