Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В окружном послании Патриарха Александрийского утаивается правда!

В окружном послании Патриарха Александрийского утаивается правда!
Версия для печати
7 февраля 2022 г. 10:15

Статья Николая Манниса, опубликованная на сайте Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, посвящена недавно обнародованному окружному посланию Патриарха Александрийского Феодора II.

В недавнем окружном послании, которое опубликовал Патриарх Александрийский Феодор[1], к сожалению, утаивается правда.

А именно:

1. Весьма правильно отмечая, что «первоначально христианский мир был организован на основе пяти Патриархатов», т.е. Римского, Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, он ошибочно пишет, что «в западном христианском мире первопрестолием (первым местом) обладает Римский Патриархат, а в Восточной Церкви равное место занимает и пользуется правами первопрестольной кафедры среди других древних Патриархатов Константинопольский Патриархат (Новый Рим)».

А вся правда в том, что до Раскола 1054 года (когда Римский Патриархата откололся от Церкви и стал схизматической парасинагогой, как учат святые отцы, но с чем, очевидно, не согласен Патриарх Феодор) равными были все пять Патриархатов, и первопрестолие относилось всего лишь к совершенно формальному элементу порядка и очередности, не имея никакого отношения к Первенству власти над всей Церковью (как мечтали римские паписты, а сегодня мечтают новые константинопольские паписты)!

Итак, Патриарх Феодор по сути искажает Пентархию[2], которая представляется им как Двуначалие (Рим на Западе и Константинополь на Востоке)!

К тому же налицо родство этой теории Двуначалия[3] с еретической теорией «двух легких» [4].

2. Также вполне правильно замечая, что в давние времена «православный мир был разделен на эти четыре Патриархата (и Кипрскую Церковь), а их географические границы были проведены, ясны и понятны», Патриарх Феодор не раскрывает, какими были эти границы, доходя до того, что отстаивает совершенно ложные границы, как Константинопольского Патриархат (как будто бы термин «Вселенский» является не просто почетным титулом, а якобы означает власть над всем миром), так и Александрийского Патриархата, распространяющего свою юрисдикцию «на все Африку и ее острова»!

Поскольку Патриарх Феодор не приводит решения Вселенских Соборов, которые ясно указывают на границы юрисдикции, в частности, этих двух Патриархатов, мы процитируем здесь указанные решения, чтобы доказать, что распространяется ложь:

I) Своим 6-м правилом[5] Первый Вселенский Собор определил в качестве юрисдикции Александрийского Патриархата Египет, Ливию и Пентаполь (как называлась тогда Киренаика — восточное побережье нынешней Ливии, граничащее с Египтом).

II) Своим 28-м правилом[6] Четвертый Вселенский собор определил в качестве юрисдикции Константинопольского Патриархата Понтийскую область (т.е. Понт до Трапезунта[7]), Азиатскую область (западная Малая Азия до Памфилии, потому что восточная Малая Азия еще входила в состав Антиохийского Патриархата[8]) и Фракийскую область (либо всю провинцию Фракию со всеми лежащими к западу митрополиями «до самого Диррахия», как толкует Вальсамон[9], или, как толкует Зонара[10], только Фракию в географическом отношении без митрополий, «т.е. Македонии и Фессалии, Греции и Пелопоннеса, и т.н. Эпира и Иллирика», которые относились тогда к юрисдикции Римского Патриархата). Кроме того, этот Четвертый Вселенский Собор тогда же передал в юрисдикцию Константинополя и духовную власть над варварами, проживавшими рядом с указанными областями, т.е. аланами (к востоку от Понтийской области) и русами (к северу от Фракийской области) [11].

3. Патриарх Феодор продолжает: «В новейшее время некоторые народы, которые приобрели собственные государства, захотели приобрести и собственную независимую Церковь. И в самом деле Вселенский Патриархат отрезал территории, которые были его собственными, и создал новые независимые Церкви, получившие наименование автокефальных. Одной из них является и Русская Церковь (Московский Патриархат), ставшая автокефальной всего лишь в 1589 году».

И здесь Патриарха Александрийского можно подловить на незнании!

Потому что Русская Церковь не просто стала «автокефальной», но была возведена в статус патриархии вместо Римского Патриархата, чтобы восстановить Пентархию.

К тому же это Деяние имело место не в 1589 году, когда тогдашний Патриарх Константинопольский Иеремия II попытался действовать самочинно, но в 1593 году на Всеправославном Соборе!

А именно, в 1589 году, находясь в Москве, Патриарх Константинопольский Иеремия II Транос самочинно провозгласил митрополита Иова Патриархом и предоставил Московскому Патриархату в новой Пентархии третье место[12].

Однако, сознавая неканоничность своих действий, а также факт превышения своих прав (на что решился под политическим давлением), едва вернувшись в Константинополь, в мае 1590 года он созвал Собор, в котором принимали участие Патриархи Антиохийский и Иерусалимский вместе с девяносто пятью архиереями. Этот Собор признал за Русской Церковью статус пятого по чину Патриархата[13].

Но тогдашний Патриарх Александрийский Мелетий Пигас, краса и гордость Крита и Православия, новый Фотий периода после раскола[14], великий в то время отец и учитель Церкви, как человек весьма чуткий в отношении канонических вопросов, нисколько не раболепствовавший перед «Вселенским» (как иные его, да, соотечественники, но ни в коем случае ни настоящие преемники!) заявил протест и потребовал созыва Вселенского Собора, как единственно имеющего полномочия признавать юрисдикции и определять их границы.

В своем письме к Патриарху Константинопольскому Иеремии в 1591 году он писал, что возведение митрополии в статус Патриархии относится к компетенции не Патриарха (если он, конечно, не следует тактике папизма), а Собора и, более того, Вселенского, т.е. Всеправославного, и только такой способ известен Церкви, а потому созыв такого Собора необходим, потому что ни один патриарший престол не подчиняется никакому иному[15]!

И в самом деле, Патриарх Константинопольский Иеремия II, который повел себя не как тиран Папа, но, как смиренный православный Патриарх, послушался голоса канонической правды, выражением которой стал достойный и не раболепствующий Патриарх Александрийский святой Мелетий Пигас, и согласился в 1593 году созвать Всеправославный Собор.

Именно этот «Святой и Священный Великий Собор» [16], как назвали его участвовавшие в нем Патриархи и архиереи, в котором первенствующую роль сыграл святитель Мелетий Пигас и который представляет собой сучок в глазу константинопольских неопапистов и их сателлитов (вот поэтому они его замалчивают), принял решение о возведении Московской митрополии в статус Патриархата и подчинении ему всех стран Руси и иных северных территорий, утверждая уже соборно на всеправославном уровне границы новой юрисдикции и признавая [Патриарха Московского] сочинным (=поставленным в тот же самый чин), сопрестольным, равным по сану и достоинству[17].

Следовательно, полномочиями предоставлять «автокефалию» или возводить в ранг «Патриархата» обладает только Всеправославный Собор с участием пяти канонических Патриархов (при условии, конечно, что никто из них не был обвинен в ереси).

А поскольку Патриарх Феодор не имеет смелости последовать примеру своего предшественника — святителя Мелетия Пигаса, которого он к тому же бесчестит вдвойне (и в силу происхождения, и в силу преемства по кафедре), чтобы придержать пожирающий Церковь константинопольский неопапизм, то пусть тогда не расстраивается из-за учреждения экзархата Русской Церкви на африканском континенте, над которым, как мы видели, он не обладает никакой юрисдикцией, кроме «Египта, Ливии и Пентаполя», как это определено Первым Вселенским Собором.

Николай Маннис, преподаватель

***

[1] https://www.romfea.gr/patriarxeia-ts/patriarxeio-alexandreias/47883-aleksandreias-i-ekklisia-tis-rosias-san-antipoina-paraviase-tin-paradosi-ton-oikoumenikon-synodon

[2] «Нынешний первопрестольный (патриарх) Римский, второй — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это пятиглавая власть церкви» (Οσίου Θεοδώρου του Στουδίτου, PG 99, 1417).

[3] А не идет ли речь о двурогом звере (Откр. 13:13)?

[4] Δημητρίου Τσελεγγίδη, Είναι οι ετερόδοξοι μέλη της Εκκλησίας; (https://www.imkythiron.gr/index.php/antiairetika/3690-)

[5] «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими...».

[6] «...Посему токмо митрополиты областей, понтийские, асийские и фракийские, и такожде епископы у иноплеменников вышереченных областей, да поставляются от вышереченного святейшего престола святейшие константинопольские церкви...».

[7] Вальсамон, Толкование на 28-е правило Четвертого Вселенского Собора.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Зонара, Толкование на 28-е правило Четвертого Вселенского Собора.

[11] Там же.

[12] Χρυσοστόμου Παπαδόπουλου, Οι Πατριάρχαι Ιεροσολύμων ως πνευματικοί χειραγωγοί της Ρωσίας κατά τον ΙΖ΄ αιώνα, Ιεροσόλυμα, 1907, σελ. 14-15.

[13] W. Regel, Analecta Byzantino-Russica, Petropoli, 1891, p. 85-91.

[14] Χριστόδουλου Παρασκευαΐδη (μετέπειτα Αρχιεπισκόπου Αθηνών), Μελέτιος Πηγάς, Αθήνα, 1971, σελ. 27.

[15] Оригинал: «Я очень хорошо знаю, что ты погрешил возведением Московской митрополии на степень патриаршества, потому что тебе небезызвестно (если только новый Рим не научился следовать древнему), что в этом деле не властен один патриарх, но властен только Собор, и притом Вселенский Собор; так установлены все доныне существующие патриархии. Поэтому Ваше Святейшество должно было получить единодушное согласие остальной братии, так как согласно постановлению отцов Третьего Собора всем надлежит знать и определять то, что следует делать всякий раз, когда рассматривается вопрос общий. Известно, что патриарший престол не подчиняется никому иному, как только Кафолической Церкви, с которою он соединен и связан исповеданием единой и неизменяемой православной веры» (Μεθοδίου Φούγια, Επιστολαί Μελετίου Πηγά, Εκκλησιαστικός Φάρος ΝΒ΄ (1970), с. 232).

[16] https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanie-konstantinopolskogo-sobora-1593-goda-kotorym-utverzhdeno-patriarshestvo-v-rossii/

[17] Там же. Спорный отрывок: «престолу благочестивейшого и православного града Москвы быть и называться престолом патриаршим, потому что оную страну Бог удостоил быть царством, — и всей России и северным странам подчиняться сему патриаршему престолу, у себя быть и почитаться главою…так же быть и называться братом православных Патриархов, по силе сего наименования, сочинным и сопрестольным и равным по сану и достоинству, надписываться и подписываться по обычаю Патриархов православных: Патриарх Московский и всея России и северных стран».

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Епископ Зарайский Константин утвержден в должности Патриаршего экзарха Африки

И.о. Патриаршего экзарха Африки: Еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь [Интервью]

Вышла в свет книга М.В. Шкаровского, посвященная взаимоотношениям Александрийской и Русской Церквей в XX-XXI веках

Православная община Буркина-Фасо перешла в Русскую Православную Церковь

В Саратовской духовной семинарии прошли организованные Учебным комитетом курсы повышения квалификации преподавателей церковной истории

В Алма-Ате состоялась международная научная конференция, посвященная истории христианства на территории Центральной Азии

В Кубанском государственном университете прошла научно-практическая конференция «Русская Православная Церковь в истории Юга и Северного Кавказа»

В ИНИОН прошла конференция «Православие в советской культуре и политике: традиции, идеалы, образы»

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком

Митрополиту Филиппопольскому Нифону вручена награда Казахстанского митрополичьего округа

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Банялукскую митрополию

Состоялось отпевание архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие статьи

Отношения Московского и Константинопольского Патриархатов в 1960-е — начале 1970-х годов по материалам архива Отдела внешних церковных связей

Патриарх Варфоломей повел себя крайне непоследовательно

Пиррова победа украинских властей: борьба против Украинской Православной Церкви

Учреждение автокефалии: канонический аспект

Протоиерей Николай Балашов: Московский Патриархат поддерживает намерение Иерусалимской Церкви способствовать соборному обсуждению проблем, имеющихся в мировой православной семье

Доклад митрополита Будапештского Илариона на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви

Луганская епархия совершила адресные выезды к нуждающимся мирным жителям. Информационная сводка о помощи беженцам (от 2 мая 2023 года)

Критика теории первенства чести и власти с точки зрения православной экклесиологии