Депутаты Национального Собрания Армении на заседании в четверг приняли в первом чтении проект изменений и дополнений в закон «О свободе совести и религиозных организациях» и Уголовный кодекс страны.
Как сообщил один из авторов законопроекта, депутат от правящей Республиканской партии Армении Армен Ашотян, данный документ претендует на роль наиболее важного в религиозной сфере, нуждающейся в урегулировании.
«Закон «О свободе совести и религиозных организациях» был принят в 1991 году и пересматривался в последний раз в 2001 году. В нем, например, не отражены результаты конституционного референдума 2005 года», — сказал он.
Как заметил парламентарий, поправками предлагается внести как редакционные, так и содержательные изменения в текст закона.
Среди основных нововведений парламентарий назвал введение поправками определения прозелитизма. Как пояснил Ашотян, ранее законом запрещалось данное явление, но не давалось его определение.
«Думаю, что в Армении нет гражданина, к которому проповедники различных религиозных организаций не подходили бы, например, на улице, не стучались в двери квартир», — сказал он.
Законопроектом определено, что прозелитизмом считается агитация среди граждан с иными религиозными или теологическими взглядами, во время которой предлагается или предоставляется материальное поощрение, применяется физическое, моральное или психологическое давление или принуждение, формируется недоверие или ненависть к представителям других религиозных организаций, их вере и деятельности, оскорбляется иная вера, люди преследуются в своих квартирах, на работе, в местах отдыха, а также по телефону без их просьбы и желания.
По словам парламентария, параллельно с поправками в закон, в Уголовном кодексе Армении вводится санкция за прозелитизм, который наказывается штрафом в размере 500 тыс. драмов (около $1,3 тыс.), либо арестом на срок не свыше года.
Ашотян заметил, что новой редакцией закона «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливается, что на территории Армении запрещается деятельность религиозных организаций, которые в ходе своей деятельности осуществляют или пытаются осуществить контроль за сознанием, мыслями, личной жизнью, здоровьем, собственностью и поведением своих членов.
Депутат отметил, что в перечне не случайно указано и здоровье граждан, поскольку нередки случаи, когда члены религиозных организаций отказываются от переливания крови, хирургических операций именно из-за своих религиозных убеждений, тем самым обрекая себя или своих детей на гибель.
«Я считаю, что это пассивная эвтаназия, а в Армении эвтаназия запрещена», — подчеркнул он.
Автор законопроекта проинформировал, что поправками пересматривается порядок придания организации статуса религиозной: теперь для получения данного статуса необходимо наличие не 200, а 500 верующих членов, которыми не могут являться дети до 18 лет, независимо от их участия в религиозных обрядах и других обстоятельств.
«Также необходимо провести перерегистрацию действующих в Армении религиозных организаций, так же как были проведены перерегистрации СМИ, политических и общественных организаций», — добавил он.
Как сообщил парламентарий, в законе прописана норма об особых отношениях Республики Армения с Армянской Апостольской Церковью. В частности, указывается, что Армения признает ААЦ как национальную Церковь, имеющую особую миссию в духовной жизни армянского народа, развитии национальной культуры и сохранении национальной самобытности.
«Новости-Армения»/Патриархия.ru