17 мая 2022 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла четвертая научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век», организованная компанией «Сургутнефтегаз», Институтом дистанционного образования ПСТГУ и Центром развития электронных образовательных ресурсов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Конференция по цифровому образованию с участием ПСТГУ проводится уже в четвертый раз, в этом году площадкой впервые стало главное здание университета в Лиховом переулке.
Конференция открылась круглым столом во Владимирском зале: руководители секций кратко анонсировали темы предстоящих обсуждений, обозначив новые вопросы, которые поставили перед дистанционным образованием два года пандемии.
Первая часть секции «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании» была посвящена высшему и послевузовскому образованию. Ведущим секции стал директор Института дистанционного образования ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров. Поскольку в дистанционном образовании за счет внедрения цифровых технологий изменения происходят стремительнее, чем в других направлениях образования, здесь наиболее очевидна связь качества педагогической коммуникации с эффективностью процесса. На секции участникам предстояло выяснить, какие проблемы педагогической коммуникации в смешанном и онлайн-формате обучения удается успешно решать, а какие требуют дальнейшего осмысления.
Директор Центра дистанционных образовательных технологий Московского педагогического государственного университета С.А. Демина рассказала об опыте цифровой трансформации педагогического вуза. Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ, председатель правления Национальной платформы открытого образования Д.Н. Янышев предложил отметить унификацию технологических решений и механизмов коммуникации, используемых в учебном процессе, как одну из важных задач высшего образования, в котором так или иначе теперь будут использоваться и дистанционные элементы. Директор центра дистанционного обучения РТУ МИРЭА Т.В. Козлова рассказала о проекте, реализованном в университете во время пандемии, когда необходимо было перевести 25 тысяч студентов и две тысячи преподавателей с очного обучения на онлайн-формат. Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Н.В. Днепровская в своем выступлении сделала акцент на менеджменте знаний и поделилась анализом опыта зарубежных университетов. Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Е.А. Другова рассказала о перспективах применения учебной аналитики для совершенствования педагогического дизайна курсов. М.Ю. Лебедева, представляющая Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, рассказала об опыте перехода в дистанционный формат вуза, для студентов которого дополнительным проблемным фактором стал языковой барьер, мешавший почувствовать себя включенными в институтскую жизнь и общение.
В завершение сессии спикеры и участники обсудили способы формирования в вузе преподавательских сообществ, поддерживающих инновации. Образованию в целом свойственна некоторая консервативность, за счет которой грамотно отстроенные схемы сохраняются от непродуманных изменений, но отсюда и недоверчивость преподавателей к новым технологиям, подходам и форматам. Помочь могут «исследования в действии»: аккуратный процесс внедрения изменений, когда педагогу дают инструменты для опробования инноваций на микроуровне, с возможностью фиксации результатов.
В соседнем зале на параллельной секции «Moodle в современном образовании: технические инструменты и возможности», которую возглавил заместитель директора Международного академического центра компетенции «Политехник-SAP» Санкт-Петербургского политехнического университета А.Н. Амбражей, представители вузов и компаний делились разработками сервисов Moodle. А.В. Дьяченко, архитектор системы дистанционного обучения Русский Moodle 3KL, основатель и руководитель компании «Открытые технологии», рассказал об инструментах для организации смешанного обучения на онлайн-платформе. Ведущий инженер Центра открытого образования СПбПУ С.С. Толпыгин поделился кейсом «Перевод портала СДО на облачные сервисы». С.А. Кинаш, заведующий Лабораторией информационных технологий дистанционного обучения ПСТГУ, презентовал опыт адаптации сервиса аналитика для более удобной работы преподавателей. О.Е. Ананьева, заведующая лабораторией электронно-образовательных технологий ПГТУ, рассказала о необычном решении — разработке визуализированного сервиса аналитики «лицо курса».
Третьей секцией утренней сессии стала секция «Образование для цифровой экономики. Санкционная коррекция», прошедшая под руководством профессора Сургутского государственного университета Г.Е. Каратаевой. Об анализе данных и нарративном управлении в цифровом образовании рассказал профессор МГУ М.И. Лугачев. Заместитель директора Финансово-экономического института Тюменского государственного университета О.А. Кузьменко поделилась опытом проектирования образовательных программ экономических направлений подготовки по модели 2+2. Заместитель начальника управления ИТ «Сургутнефтегаз» И.В. Чалей говорил о задачах актуализации программ подготовки ИТ-кадров для нефтегазовой отрасли России, преподаватели Креативного института идей и новых профессий В.И. Ананьин и К.В. Зимин осветили новые векторы в дополнительном образовании по управлению и анализ контекста и ситуаций обучения на базе фреймворка Cynefin. Г.Е. Каратаева посвятила выступление теме «Дополнительное профессиональное образование в России: корректировка прогнозов. Особенности обучения и передачи знаний в сложном контексте».
Во второй половине конференции вузовские специалисты по Moodle в рамках секции «Moodle в современном образовании: возможности педагогического дизайна» под руководством начальника управления ИТ «Сургутнефтегаз» Р.Д. Гимранова обсуждали возможности проектировать курс, строить индивидуальные траектории и использовать разные интерактивные и коммуникативные инструменты. А.Н. Амбражей рассказал об опыте гибридной подготовки по SAP. Преподаватель Гуманитарного института СПбПУ Л.В. Крашенинникова представила информацию о возможностях и ограничениях персонализации образования средствами Moodle. С.В. Манукянц, заведующий Лабораторией электронного обучения Поволжского государственного технологического университета, провел презентацию интерактивного практикума для обучения преподавателей работе в Moodle. Е.О. Воробчикова, начальник отдела дистанционного обучения Центра «Профессионал», рассказала об использовании основ педагогического дизайна для создания дистанционных курсов в Lms Moodle. Ведущий научный сотрудник музея землеведения МГУ Л.В. Попова предложила свои ответы на вопрос, что необходимо преподавателю для создания онлайн-курса.
Секция по педагогической коммуникации в дистанционном образовании продолжилась новой для конференции тематикой: вторая часть секции была посвящена среднему образованию, в которое пандемия тоже внесла свои коррективы, открыла новые возможности и проблемы. Модератором секции выступил программный директор Фонда Сегаловича компании «Яндекс» К.В. Медведев.О том, как перенести в онлайн-формат лучшее из атмосферы школьного образования, как поддерживать преподавателей и школьников, говорили спикеры и участники. Священник Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской православной школы, рассказал, как помогло при переходе в дистант начатое еще до пандемии конструирование среды очного взаимодействия для учеников заочного отделения школы. С.И. Бунова, методист онлайн-обучения школы «Феникс», поделилась опытом создания студии для записи видеоуроков для заочников. Директор школы «Снегири» А.С. Гулин говорил об использовании цифровых инструментов планирования задач для ведения школьных проектов. А.В. Ядрин, руководитель онлайн-обучения в гимназии им. Е.М. Примакова, рассказал, как организованы онлайн-занятия и очные интенсивы для учеников, которые совмещают школу и занятия спортом или творческую деятельность, требующую индивидуального расписания. А.В. Болотова, руководитель тьюторской службы «Новой школы», рассказала о функциональных ролях сопровождения ребенка в процессе обучения: кураторстве, тьюторстве и менторстве. В завершении секции протоиерей Геннадий Егоров отметил, что для решения озвученных проблем — формирования школьных сообществ и подготовки школьников к самостоятельному планированию времени в дистанте — важной может быть не только работа с преподавателями и школьниками, но и организация занятий для родителей, чтобы помочь им лучше понимать устройство и возможности дистанционной образовательной среды.
Именно в этой области сильнее всего сходятся интересы и опыт представителей высшего, среднего и дополнительного образования, что открывает перспективы для дальнейшего сотрудничества.
Завершилась конференция знакомством с главным зданием ПСТГУ, где многие участники мероприятия оказались впервые. Для гостей провели экскурсию по Соборной палате и Музею новомучеников и исповедников Российских, ознакомив с историей здания и событиями происходившего здесь Поместного Cобора 1917-1918 годов.
Подробная информация о конференции опубликована на сайте Института дистанционного образования ПСТГУ.
Пресс-служба ПСТГУ/Патриархия.ru