Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил приветственное послание участникам торжеств по случаю 30-летия основания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Во время торжественного акта, состоявшегося 18 ноября 2022 года в ПСТГУ, послание было зачитано управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием.
Преосвященные архипастыри! Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Владимир! Уважаемые представители профессорско-преподавательской корпорации! Дорогие студенты! Братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас и поздравляю со значимой датой в жизни вашего университета — 30-летием его создания.
В нашем динамично и быстро меняющемся мире 30 лет — срок, конечно, немалый, хотя для становления университета и развития серьезной образовательной и научной школы нужны многие десятки лет. Тем не менее подобные знаковые даты — повод оглянуться и оценить пройденный путь, проанализировать и осмыслить то, чего удалось достичь, а что пока еще предстоит сделать.
Воспоминания и размышления о минувшем всегда правильно и уместно начинать с благодарности. С особой признательностью хотел бы отметить значимый вклад Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в становление Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Первый набор студентов, как мы помним, проходил в стенах МГУ благодаря любезному согласию его ректора Виктора Антоновича Садовничего. С осени 1992 года все главные лекции института и большая часть вечерних семинаров проходили в Первом гуманитарном корпусе МГУ, что было неоценимой помощью новому учебному заведению, не имевшему в то время ни денег, ни помещений.
Знаю, что и сейчас в стенах ПСТГУ трудятся многие заслуженные преподаватели и профессора из Московского университета, которые вносят свой значительный вклад в формирование научной школы молодого православного вуза, передают ценный опыт и знания. Это прекрасный образец взаимодействия, которое, надеюсь, будет и впредь успешно развиваться.
За прошедшие 30 лет церковное сообщество предпринимало немалые усилия для того, чтобы после длительного периода государственного атеизма и гонений на веру вернуть, наконец, законное положение и права религиозному образованию и богословской науке. Важно, чтобы любой желающий мог получить качественное образование на базе религиозного мировоззрения и стать специалистом в области богословия, истории Церкви, церковного права, патристики, церковного искусства и других связанных с христианским образованием наук.
Общими усилиями удалось добиться признания богословской науки. Ныне наши духовные школы получают государственные лицензии и аккредитацию, выдают дипломы государственного образца, а наши диссертационные советы присуждают кандидатские и докторские степени, признаваемые государством.
Свято-Тихоновский университет был первопроходцем на этом непростом пути и с большим трудом ломал лед непонимания и равнодушия. Дай Бог, чтобы все, чего удалось достичь, послужило пользе церковной.
Но самая важная задача ПСТГУ, конечно, заключается не в решении юридических вопросов по отстаиванию права на религиозное образование. Главная его миссия — это привлечение ко Христу молодых людей. Для этого нужно давать полноценное, приобщающее к настоящей культуре образование и зажигать в сердцах юношества огонь веры и любви к Богу и ближним.
Углубить воцерковленность студентов — это важнейшая задача церковного университета. Для этого на первое место нужно поставить церковную жизнь: молитву, богослужение, проповедь, миссию, поддержку страждущих и совершение иных христианских дел милосердия. Этому служит пастырское окормление студентов, создание студенческой евхаристической общины, их приобщение к деятельному участию в богослужении: к пению и чтению во время службы, к помощи священникам, а также к украшению храма. Отеческое и братское отношение к учащимся со стороны священников, преподавателей, воспитателей необыкновенно востребовано современной молодежью. Это действительно трудный подвиг, совершать который невозможно без полной самоотдачи.
Сегодня молодые люди сталкиваются со множеством серьезных искушений, которые не были знакомы нам, людям более старшего поколения, — и в первую очередь я имею в виду опасность полного погружения в мир виртуальный, что неизбежно влечет за собой опасность утраты самостоятельного критического мышления и способности отделять зерна от плевел. Этим соблазнам следует противопоставить реальную жизнь, наполненную фундаментальными знаниями и творчеством. Все это может и должна делать школа — и средняя, и высшая, и тем более духовная.
Есть еще нечто очень важное, чем бы я хотел поделиться с вами. Всматриваясь в трагическую историю Церкви и нашего Отечества в XX веке, невольно задаешь себе вопросы: почему произошли все эти события, где была допущена ошибка и можно ли было избежать сего опасного и разрушительного для нашего народа революционного процесса?
Взирая с высоты прошедшего столетия на события начала минувшего века, мы можем увидеть, что средой, в которой со взрывной силой распространялись революционные настроения, была прежде всего интеллигенция, оторванная от подлинной церковной культуры и христианской духовной жизни. Очевидно, что с учетом этих наблюдений и размышлений нам необходимо формировать православную интеллектуальную среду, и данную задачу, конечно, должен решать православный университет, который призван иметь высокий научный и образовательный авторитет в обществе.
Размышляя о взаимодействии Церкви и научного сообщества, мне хотелось бы вспомнить слова одного из ближайших помощников святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, — священномученика Илариона, архиепископа Верейского. Этот ученый муж и ревнитель благочестия акцентировал внимание на том, что Церковь и наука — союзники, ибо в науке каждая отдельная личность познает истину, а Церковь, как сокровищница истины, может и должна быть руководительным авторитетом для всякого ищущего истины (О церковности духовной школы и богословской науки).
А святитель Григорий Богослов писал: «Полагаю же, что всякий, имеющий ум, признает первым для нас благом ученость, и не только сию благороднейшую и нашу ученость, которая, презирая все украшенья и плодовитость речи, воспринимается как единственно спасительная и как красота умосозерцаемая, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожной, опасной и удаляющей от Бога» (свт. Григорий Богослов. Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской).
Всякий церковный человек, трудящийся на научном поприще, должен ясно осознавать справедливость этих слов. Дай Бог, чтобы они отражали мироощущение и тех людей, которые работают в стенах этого университета.
Нам нужны церковные ученые в самых разных областях знания: богословы, историки Церкви, литургисты, канонисты и другие специалисты, способные убедительно свидетельствовать ближним и дальним об истине и красоте Православия. Развивать же церковное богословие навряд ли можно в изоляции, без использования ресурсов научного знания. Поэтому церковный университет призван к активному взаимодействию с научным сообществом, в том числе и со светскими вузами по всему миру.
Выражаю надежду на то, что все добрые начинания, образовательные и научные проекты, которые осуществлялись университетом в эти годы, будут успешно продолжены и в будущем.
Желаю всем вам крепкого здоровья и помощи Божией в дальнейших трудах на пользу Церкви и нашего Отечества.
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ