Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, выступая в эфире радио «Комсомольская правда», ответил на ряд актуальных вопросов, касающихся давления на каноническую Украинскую Православную Церковь, позиции Церкви в связи с событиями на Украине, а также о некоторых процессах в межправославных отношениях и внутрироссийском медийном пространстве.
Говоря об обысках в храмах и в домах священнослужителей Украинской Православной Церкви, иных нападках на православных верующих-прихожан канонической Церкви, В.Р. Легойда отметил, что украинские власти очень активно разыгрывают «религиозную карту», переводя религиозные вопросы в общественно-политическое поле и используя их в качестве инструмента.
«Некоторое время назад давление на каноническую Церковь украинская власть перенесла на местный уровень — все давление, включая захваты храмов, происходило в основном в регионах. То же, что происходит сейчас — это возвращение темы наступления на Церковь в общегосударственную повестку Украины», — отметил он.
По словам В.Р. Легойды, сегодня Русская Православная Церковь — единственный мост, объединяющий верующих России и Украины. «И хотя в текущих условиях непросто говорить о чувстве единства и общности, Церковь молится не только об установлении прочного и справедливого мира, но и сохранении этого чувства».
Представитель Церкви отметил, что в условиях широкомасштабного конфликта официальная позиция Украинской Церкви вынужденным образом формируется с учетом колоссального давления на нее. «Все ее шаги — попытки канонической Церкви сохраниться, находясь под этим давлением. С нашей же стороны выступать с резкими заявлениями в таких условиях означало бы воспринимать ситуацию не такой, какая она есть», — подчеркнул В.Р. Легойда.
Отвечая на вопрос о позиции Русской Православной Церкви касательно специальной военной операции, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ подчеркнул, что Русская Церковь, как и Президент страны, как и многие другие общественно-политические силы государства, воспринимает происходящее как трагедию, которая, впрочем, разразилась еще до начала спецоперации. «Для многих людей, ставших нашими гражданами, она длилась годами», — добавил он.
По словам В.Р. Легойды, Церковь не остается безучастной и молится об установлении справедливого мира. Основным же направлением церковного служения в настоящее время является гуманитарная деятельность: помощь беженцам, пострадавшим мирным жителям, раненым. Отметил он и священнослужителей, оказывающих духовную помощь бойцам на передовой: «На войне может произойти расчеловечивание, и священник — тот, кто этот процесс может остановить. Здесь роль Церкви неоценима».
Возвращаясь к теме давления на Русскую Церковь, В.Р. Легойда также ответил на вопрос о действиях Александрийского Патриархата, отказе Александрийской Церкви от поминовения за богослужениями имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также о принятии Синодом этой Церкви решения о «лишении сана» митрополита Клинского Леонида, Патриаршего экзарха Африки.
«Никакого значения для Русской Церкви решение Александрийской Церкви о "лишении сана" митрополита Клинского не имеет. Логика тут понятна: Александрийский Патриарх воспринимает Африку как свою территорию. Хотя никакого общеправославного решения об этом не было. Это тот путь, на который, к сожалению, встал Константинополь в связи с украинским церковным вопросом. Это сегодня делают и Предстоятели некоторых других Поместных Церквей, что усложняет жизнь внутри большой православной семьи», — заявил В.Р. Легойда.
В ходе беседы также обсуждался отказ Министерства культуры РФ в выдаче прокатного удостоверения сериалу «Монастырь». Отвечая на вопрос ведущих, глава Синодального отдела отметил, что Церковь выступает против представления в медийном пространстве своего искаженного образа, а сериал рисует именно такой образ. «После прочтения сценария мы сказали, что не готовы в таком виде проект поддержать. Но со стороны съемочной группы готовности продолжать диалог не последовало», — сообщил представитель Церкви.
В.Р. Легойда подчеркнул, что Церковь поддерживает свободу творчества, однако не может оказывать поддержку тому, что искажает ее образ. По его словам, Русская Православная Церковь имеет большой опыт в консультировании фильмов и всегда открыта для взаимодействия с создателями кинокартин по вопросам сценарной адаптации. В настоящий момент Церковь продолжает находиться в тесном диалоге с Министерством культуры в том числе по вопросу сериала «Монастырь», заключил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru